Blog Pro Photo

Зонная система Адамса

Зонная система Адамса



Зонная система Адамса

Американский фотограф Ансел Адамc по результатам многочисленных экспериментов разработал зонную систему экспонометрии, ныне повсеместно принятую фотографами как имеющую наибольшую практическую ценность.

Сущность любой зонной системы в том, что калибровка экспозиционной системы осуществляется по центральной зоне. В системе Адамса за центральную принята зона, в отраженном свете дающая 18% серого. Если центральная зона по условиям освещения воспроизводится нормально, значит и остальные зоны будут адекватно зафиксированы фотоаппаратом.

Тоновый диапазон снимка, по Адамсу, должен содержать 9 зон экспозиции, яркость каждой отличается от соседних зон в два раза. Ступень между зонами в цифровой фотографии обычно обозначается как 1 EV. Восемь ступеней дают различие яркостей в 256 раз, что соответствует динамическому диапазону негативной черно-белой пленки и большинства матриц цифровых фотоаппаратов.

Не все сюжеты можно качественно отобразить при стандартной методике использования зонной системы. В некоторых случаях ключевыми в кадре могут быть объекты, попадающие в третью, четвертую, шестую или седьмую зоны. В такой ситуации фотограф калибрует аппарат по пятой зоне, но снимает с экспо-коррекцией в одну-две ступени. В результате повышается оптимальный визуальный контраст печатного изображения.



1 зона. Сплошной черный цвет. Самые глубокие тени. Цвета и фактура объектов не различаются.

2 зона. Появление первых признаков тоновых различий. Глубокие тени. Цвет по прежнему неразличим, первые признаки фактуры.

3 зона. Заметны расширенные тоновые различия. Нормальные тени. Можно различить фактуру материалов, но цвет распознается плохо.

4 зона. Средние тени. Листва в тени, камни, тени в летний облачный день. Различаются фактура и детали объектов. Можно определить контрастные цветовые границы.

5 зона. Центральная зона служит образцом при экспозамере. В отраженном свете соответствует 18% серого. Хорошо видны детали объектов, их фактура, нормально различается цвет.

6 зона. Снег зимой в тени. Небо в солнечный день. Очень хорошо различаются оттенки одного цвета, фактура и деталировка среднего плана, но начинают пропадать самые мелкие детали объектов.

7 зона. Высокий ключевой тон. Снег при боковом освещении, светлые камни. Небо в горах. Падает насыщенность цвета, плохо различаются мелкие детали.

8 зона. Белые объекты с текстурой. Складки ткани белого и слабонасыщенного цвета, кружева. Цвет плохо различим, фактура различима только на крупных деталях.

9 зона. Сплошной белый цвет. Самые яркие области в кадре. Снег в прямом свете, световые блики. Цвет, фактура, детали неразличимы.

Рекомендуем почитать по этой теме
Выполнение работы
Композитинг: помещение объекта съемки на другом фоне, часть третья
PR
Какой жанр фильма посмотреть на досуге?
PR
Как продлить свою жизнь
Великолепная семерка, урок 13
Навигация в Photoshop