Перспектива в фотографии | Блог про-фото

Перспектива в фотографии


Перспектива в фотографии

Как рисуют маленькие дети? Внизу на листе бумаги проводят черную или коричневую линию. Это – земля. На ней растут кусты и деревья, распускаются цветы, ходят люди. Сверху – голубое небо с тучками, в углу – желтое улыбающееся солнышко. Между небом и землей по белому пространству летают птицы. Позже взрослые расскажут юному художнику, что предметы, которые находятся дальше, надо рисовать меньшими по размеру, а небо и поверхность земли соединяются в линию горизонта.

В фотографии, как и в других видах изобразительных искусств, также существует проблема адекватного изображения трехмерного мира. В давние предавние времена скульпторы, архитекторы и художники поняли, что многие предметы человек видит не такими, какие они есть на самом деле, и начали прибегать к разным профессиональным хитростям. Средние части колонн вытесывали чуть толще оснований, расстояния между ними в центре и по краям колоннад делали разными, а выглядело все ровным и одинаковым. Пропорции больших скульптурных изображений человека не совпадали с реальными. Соответствующие изменения вносили при создании монументальных росписей.

Очевидно, человеческий мозг корректирует видимые образы. Даже перспективу по вертикали и по горизонтали мы воспринимаем по-разному. Этим объясняются многие «оптические обманы» зрения. Например, предметы в форме шара выглядят круглыми, без всяких перспективных искажений. Ощущение объема возникает благодаря привычному для глаза визуальному уменьшению отдельных деталей при удалении объекта. Относительные расстояния до знакомых предметов человек определяет по соотношению их размеров, а также по углам, под которыми они видны. Свои особенности и закономерности есть в восприятии картин и других двумерных репродукций окружающего мира. Наши зрительные представления зависят от размеров полотна и дистанции, с которой мы на него смотрим. Художники, математики, психологи давно и успешно описали эти явления и сформулировали определенные правила изображения пространства.

Перспектива в фотографии

Передача перспективы при съемке объективом с фокусным расстоянием f=35mm, f=135mm и сохранением масштаба переднего плана.

В теории изобразительного искусства перспективой называют метод изображения трехмерного пространства на плоскости, при котором оно представляется точно так, как при непосредственном рассматривании сцены. В фотографии под перспективой понимают создаваемое снимком зрительное восприятие глубины и объемности фотографической картинки. Изображение строится объективом в плоскости светочувствительного элемента (пленки или матрицы), а при печати – в плоскости бумаги. Перспектива при этом получается автоматически, в отличие от рукотворных картин или рисунков, а соотношение размеров предметов и дистанций на снимке зависит от фокусного расстояния применяемого объектива, точки съемки и ракурса, определяемых замыслом автора. Глаза человека «читают» перспективу пространства различно и одновременно под разными углами. Когда мы рассматриваем фотографическое изображение, то «привязываемся» к одному углу и одной точке восприятия соответственно видению фотографа. Мы не будем углубляться в математические модели зрительных образов реальности в сознании человека. Вместо перечисления правил передачи перспективы, хорошо раскрытых во многих учебниках по фотографии, рассмотрим случаи их практической реализации, испытаем некоторые приемы, с помощью которых можно управлять восприятием пространства, запечатленного на фотографии.

Перспектива в фотографии

Если снимать группу предметов с различных дистанций, не меняя фокусного расстояния объектива, пространство между ними на фотографии будет передано по-разному. Чем ближе вы подходите, тем заметнее меняются масштабы изображений ближайших и более удаленных объектов. Соответственно, расстояние между ними станет выразительней.

Характер перспективы варьируется в зависимости от высоты точки съемки и направления взгляда автора и камеры. Самой привычной выглядит картинка, сфотографированная с уровня глаз. При этом весьма вероятно, что горизонт пройдет посередине снимка (если, конечно, камера находится в горизонтальном положении, а пространство перед фотографом не имеет перепадов высоты). Авторы многих учебников считают данную высоту точки съемки наиболее оптимальной и реалистичной и рассматривают прочие варианты как исключительные случаи. Однако если мы стремимся сделать оригинальный кадр, давайте немного поэкспериментируем.

При более высокой точке получается «перспектива всадника». На фотографии горизонт будет несколько приподнят, но снимок точнее передаст протяженность видимого пространства. «Перспектива птичьего полета» получается при съемке с крыши дома или горы.
Изображение становится необычным, предметы на переднем, среднем и дальнем планах имеют приблизительно один и тот же масштаб, открываются новые виды, которые при привычном положении горизонта невозможно наблюдать. При низкой точке съемки крупные фигуры переднего плана будут закрывать предметы, размещенные вдали. Если объект фотографируется фронтально, а композиция построена фигурами первого плана, то применение нижнего горизонта может вызвать ощущение их монументальности, в результате мы получим «лягушачью перспективу». Съемка с нижней точки несет большие выразительные возможности. С ее помощью можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать объекты, составляющие сюжетный центр, на спокойный фон неба и тем самым выделить их в кадре.

Перспектива в фотографии

Близкие к объекту фотографирования верхние или нижние точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра – ракурс (от французского raccourci – укороченный, сокращенный). Ракурсные снимки отличаются подчеркнутым схождением вертикалей, ярко выраженными перспективными искажениями, укорочением вертикальных размеров.

Часто возникает желание избежать перспективного схождения вертикальных линий, например «завала» высоких зданий. Самый простой способ – фотографировать их с середины высоты. Еще лучше – найти точку для съемки здания телеобъективом.

Перспектива в фотографии

Глубина пространства зрительно увеличивается, когда в кадре есть линейная перспектива: сходящиеся края дороги, берега речки и т. п.
Место на фотографии или за ее пределами, где пересекаются горизонтальные линии (которые в действительности являются параллельными), проходящие под углом к плоскости пленки или матрицы, называется точкой схода.

Эстетический эффект линейной перспективы зависит от направления, откуда ведется съемка. Реже всего используется центральная перспектива – точка схода совпадает с сюжетным центром и центром пространства изображения. Такое симметричное построение снимка несет двоякое ощущение: с одной стороны, искусственности и рукотворности, а с другой стабильности и равновесия.

Мы привыкли читать и рассматривать картинки слева направо. Из -за этого точку схода чаще всего сдвигают в правую часть кадра, что придает сюжетам динамичность. Ее расположение слева от центра снимка означает возврат или движение из глубины пространства к смотрящему. Точка схода, находящаяся на краю картинки, предполагает часть сюжета за кадром. При прерванной перспективе точка соединения лежит за пределами снимка. Сделать такую композицию уравновешенной труднее. Взгляд необходимо удержать в кадре, чтобы он «не убежал» к точке схода. Подразумевается, что зритель домыслит оборванный на границе снимка сюжет.

Из -за атмосферной дымки человек привыкает видеть удаленные предметы менее четкими, чем близлежащие, они выглядят бледнее и имеют холодно -голубоватые оттенки.
Следствием этого являются несколько эффектов. Так, объекты, окрашенные в теплые тона, кажутся расположенными ближе, чем при холодных расцветках. Если на переднем плане располагаются предметы красного, желтого, коричневого цвета, а на заднем – синего, зелено - голубого, пурпурного, то подчеркивается глубина пространства. При обратном размещении глубина кадра уменьшается. Такой же результат будет, если бледно окрашенный объект окажется на ближнем плане. Светлые тона удаленных предметов воспринимаются привычно и углубляют пространство снимка. Темный задний план на фотографии «приблизится» к зрителю. Нерезкие предметы на переднем плане тоже уменьшат глубину кадра.
Эти наблюдения интересно проверить самому, снимая простые натюрморты с детскими цветными кубиками или игрушками.

Человек подсознательно помнит размеры предметов окружающего мира. Когда на фото «недалеко от зрителя» находятся небольшие объекты, а на дальнем плане –крупные, глубина кадра усиливается. При размещении заведомо больших предметов близко к фотографу результат будет противоположным. Чтобы убедиться в этом, снимите на парковой аллее скамейку, идущего человека и дерево, располагая их в кадре в названном порядке и в обратной очередности.

Перспектива в фотографии

Широкоугольный объектив увеличивает перспективу. Телеобъектив – сжимает. Особенно выразительно данные свойства проявляются на фокусных расстояниях меньше 28 мм и больше 200 мм (здесь и далее в расчете на фотоаппараты под узкую 35 -миллиметровую пленку).

Вертикальный кадр акцентирует высоту запечатленного пространства, а горизонтальный–его ширину.

Применение современных объективов с изменяемыми фокусными расстояниями привело к тому, что большинство фотографов не знает, как видит перспективу тот или иной объектив. Многие предпочитают воспользоваться зуммированием и выкадрировать часть композиции для будущего снимка, не сходя с места. При этом они обращают внимание на размер объектов и забывают об изображении пространства между ними. Чтобы научиться предвидеть передачу пространства на собственных фотографиях, небесполезно снимать тренировочные серии.
1. Не меняя фокусного расстояния объектива, сфотографировать группу предметов с разной дистанции.
2. Те же объекты снять с разными фокусными расстояниями с одной точки.
3. Сфотографировать одни и те же предметы на различных фокусных расстояниях, меняя
точку установки фотоаппарата, чтобы сохранялся масштаб выбранного предмета на переднем плане. Постарайтесь запомнить свойства своей оптики по передаче пространства, и вам откроются новые перспективы в фотографии.

Перспектива в фотографии

Просмотров: 16 893