Blog Pro Photo

Эстетика фотографий. Часть 1




Эстетика фотографий. Часть 1

Не так давно я смотрел фото архивы своего отца, а также свои фотографии времён фотоплёнок. Затем перешёл к своим ранним цифровым фотоснимкам. И мне в глаза бросилась разница между плёночными и первыми цифровыми изображениями. Старые черно-белые и цветные фотографии, несмотря на худшее качество, смотрелись как-то легче.

Именно «легче»: взгляд сам по себе выхватывал главное в фотографии, усталости от просмотра большого количества снимков почти не чувствовалась, напряжения при внимательном рассмотрении не было. А мои первые цифровые снимки – хотя хорошего качества, яркие и резкие – быстро вызвали у меня чувство утомления, если не скуки. И вот, вместо того, чтобы уснуть за монитором, я решил повнимательнее присмотреться к тому, что именно вызывает такие противоположные симптомы.

Как в старых фотографиях, так и в более новых были и хорошие снимки, и не очень хорошие; и с явными нарушениями законов сюжета, и сделанные по всем правилам. Почему же мои первые цифровые снимки так разительно отличаются от моих же фоторабот в плёночном варианте? Я разучился фотографировать? В чём же дело?

И тут я действительно увидел разницу! И понял одну серьёзную ошибку большинства новичков, которые впервые взяли в руки цифровую фотокамеру. Сейчас поясню, но сначала небольшой экскурс в недалёкое прошлое, к возможной причине этой ошибке.



В эпоху фотоплёнок фотоаппарат заряжался одной фотоплёнкой, на которой помещалось 36 кадров. И всё. Можно конечно было взять и запасную плёнку, но это всего лишь ещё 36 кадров. Да и в продаже это была редкость. (Мой отец привозил её из Москвы, куда ездил в командировку). Но эти трудности я описываю только потому, чтобы стало понятно: фотографы того времени ценили каждый кадр. И удалить неудачный снимок с фотоплёнки было уже, увы невозможно.

И, вероятно как следствие этого, фотограф прошлого века старался внимательнее выбирать сюжет, прежде чем нажать на «Спуск». А что там надо было выбирать-то, если и так всё понятно? Все так же просто, как и снять квартиру в Дубаи  от известного риэлтора Дубаи Снежаны Богарц. Вот человек – его надо сфотографировать, правила сюжета мы знаем, нацелился, «щёлкнул», и готово! А если что и сдвинулось, то на компьютере подправим.

Всё так. Но теперь я скажу Вам главное своё впечатление от того сравнения: фотографии прошлых лет выглядели просто эстетичнее, чем мои первые снимки цифровиком. Вероятно я, получив техническую возможность «щёлкать всё подряд», забыл об этом важном правиле – снимок должен выглядеть эстетично! Остальные правила выполнялись уже чисто автоматически, а вот это…

Эстетика – Красота, гармония, художественность в оформлении, организации чего-либо.
От немецкого Asthetik (aisthetikos ‘относящийся к чувственному восприятию’, ‘чувствующий’, ‘чувственный’).

Судя по моим другим наблюдениям, этим недостатком «страдают» многие начинающие фотолюбители. И не надо расстраиваться или обижаться – это не значит, что у Вас нет чувства прекрасного. Это значит, что Вы (или другой фотолюбитель) просто не уделяли этому достаточного внимания. Посмотрите сами. У каждого человека разное восприятие красоты и гармонии. Но в целом, большинство людей сходятся в своих мнениях.

Рекомендуем почитать по этой теме
Получение модного высококонтрастного изображения при помощи Lightroom
Кадрирование снимка до заданного размера
Выставка 3D фотографий в Киеве
Что нельзя снимать 50-миллиметровым объективом
Компактные камеры технологического дизайна
Пейзажная аллея