Blog Pro Photo

Съёмка со штатива. Часть 1

Съёмка со штатива. Часть 1



Съёмка со штатива. Часть 1

Одно из отличий живого человека от, так сказать, неживого в том, что живой человек всегда находится в движении. Даже тогда, когда он старается не двигаться. Доказать это не составит труда – просто попробуйте замереть. Для наглядности вытяните руку вперёд, и «прицельтесь» большим пальцем на любой предмет. Убедились?

Точно также «прыгает», в большей или меньшей степени, и изображение на матрице Вашей фотокамеры во время съёмки, когда Вы фотографируете с руки. Для матрицы это является большой проблемой - ведь размер пикселя очень маленький, и за одну секунду изображение на нём изменится много раз. С этим надо бороться!
Многие современные фотоаппараты оснащены оптическим и/или электронным стабилизатором изображения. Это уменьшает вредное действие дрожания Ваших рук, и позволяет повысить резкость изображения. Но всему есть предел. Для того чтобы полностью исключить смазывание снимка, надо устранить основную причину этого. Почти стопроцентный результат можно получить с помощью штатива.
Как идеальный вариант, штативом лучше пользоваться всегда! (Не надо крутить пальцем у виска! :)). Это действительно просто неудобно, часто неоправданно и посему не нужно. В большинстве случаев мы фотографируем или днём, или при хорошем освещении, или со вспышкой – другими словами, тогда, когда выдержка составляет 1/30 секунды или ещё меньше. В этих пределах воздействие от дрожания рук достаточно мало, или с ним с успехом справляется стабилизатор изображения. Просто твёрже держите фотоаппарат в руках, и часто этого вполне достаточно.
Заметное смазывание изображения начинается, когда выдержка увеличивается, и становится больше этих пределов. На индикаторе в фотокамере при этом обычно появляется значок, предупреждающий о необходимости использования штатива. Поверьте этой информации, и воспользуйтесь ей!


Штативы бывают разных типов и конструкций, и выбор необходимого Вам штатива должен соответствовать Вашим условиям съёмки. Кроме этого, он должен выдерживать вес Вашего фотоаппарата. Если учитывать, что эта книга посвящена в первую очередь владельцам компактных фотокамер, то, скорее всего, для Вашей лёгкой камеры подойдёт любой штатив, который понравится Вам конструкцией и ценой.

Лично я, когда фотографирую своей «мыльницей», пользуюсь портативным штативом, который достался мне ещё от отца, и который на добрый десяток лет старше меня. Изготовлен он фирмой «ФЭД» из алюминиевого сплава в виде струбцины, с одной стороны которой шаровое крепление для фотоаппарата, а с другой шуруповидный шток, который можно крепко вкрутить в любое находящееся рядом дерево. Это лёгкая и удобная конструкция, которой я с удовольствием пользуюсь. Но зеркальный фотоаппарат с тяжёлым объективом этот штатив уже не удержит.


Вот мой старенький, но надёжный штативчик для лёгкой фотокамеры. Главное – надёжно закрепить его на массивном предмете.

Другой мой компактный штатив для «мыльницы» представляет собой разбирающийся треножник.
Наряду с такими достоинствами, как компактность и лёгкость, он имеет существенный недостаток: он не очень устойчивый и его легко случайно сдвинуть с места.
Главное его удобство заключается в том, что его можно поставить на полированный стол, и он не оставит на нём никакого следа. Но для тяжёлых фотокамер он тоже не подойдёт.



Для серьёзных фотоаппаратов я использую полуразборный треногий напольный штатив, с более крепкой головкой, и регулирующимися ногами.

Это жёсткая советская конструкция, которую я успел приобрести ещё во времена ОТК (технический контроль изделий). Возможно, поэтому он до сихпор мне служит верой и правдой. Он спокойно выдерживал «Зенит TTL» с телеобъективом «Юпитер» 200мм, общим весом около килограмма. Сейчас существует большой выбор штативов самых разных конструкций, стоимостью от 500-800 рублей (лёгких) до трёх-четырёх тысяч и более, для студийных работ. Что выбрать – решать Вам. Моё личное мнение, что для компактных цифровиков покупать дорогой хороший штатив просто нет смысла. Существуют ещё носимые штативы, которые вешаются на шею, и опираются на грудь фотографа – тело человека более неподвижно, чем руки. Но мне пользоваться ими как-то не довелось, и об их практическом применении ничего сказать не могу.

В каких же ситуациях необходим штатив? В первую очередь тогда, когда съёмка «с рук» становится неудовлетворительной из-за смазывания изображения. Обычно это темное время суток или ночь. Из-за своей «стационарности» штатив делает очень затруднительной репортажную съёмку, или съёмку домашней вечеринки. В таких, и подобных ситуациях, лучше пользоваться дополнительным освещением иди вспышкой, чтобы уменьшить выдержку. Хотя без него не обойтись, если Вы захотите сфотографироваться всей компанией одновременно. Но когда вспышка противопоказана, и Вы не снимаете быстродвижущиеся объекты, то штатив очень может пригодиться. Также он будет почти незаменим при съёмке ночных городских пейзажей. Дрожание рук становится более заметным при использовании длиннофокусных объективов, или при макросъёмке. И здесь Вам поможет штатив.

Рекомендуем почитать по этой теме
Создание HDR-изображений в Photoshop, часть первая
PR
Цветы - идеальный подарок
Создание фото-реалистичных HDR-изображений
Уменьшение цифрового шума в тенях
Оптический и цифровой зум
Готовый набор настроек для модуля HDR Pro