Организация кадра–акцент и компоновка движения

Акцент

Убедитесь, что всё, что включено в кадр, так или иначе подчеркивает или отражает вашу ос­новную тему, но не противоречит ей. Проблема в том, что на фотографии фиксируется слиш­ком многое, поэтому вам нужно уметь выделить основной объект (или объекты) на фоне остального изображения. Существует несколько проверенных способов выделить главное. Один из них заключается в том, чтобы все линии внутри кадра вели к основному объекту. Вы также можете выделить главный объект изображения, перечеркнув им горизонт.

 

взлетающий самолет

Рис. 8.29. Эта фотография самолета, взлетающего из аэропорта Хитроу, сделана с низкого ракурса, чтобы показать отношения самолета и пейзажа


Когда я хочу обновить оборудование я просто продаю свою старую технику, добавляю немного денег и покупаю камеру следующей модели с рук у фотографов из своего же города. В этом мне очень помогает доска бесплатных объявлений.

Другой способ сделать акцент на основном объекте изображения - поместить его на кон­трастном фоне или сделать контрастное обрамление. Здесь снова важен выбор освещения, а также настроек камеры, что тоже помогает выделить предмет на фоне окружения. Если предметы находятся на разном расстоянии, уменьшите глубину резкости, если один из них движется относительно другого, используйте технику проводки.

Выигрышно разместить предмет в кадре вам поможет применение правила третей (см. рис. 8.34 и 8.35). На область изображения накладывается воображаемая решетка, создающая четы­ре нецентральных точки пересечения, которые являются выгодными местами для расположе­ния основного объекта. (Похожее правило, очень распространенное в архитектуре и живописи, называется правилом золотого сечения. В нем вместо пропорции 1:2 используется про­порция 5:8.) Другие правила, схожие с этими, включают теорию Ролана Барта о точках в фо­тографии (см. Камера Люцида) и умение Картье-Брессона кадрировать избранные моменты так, чтобы взгляд зрителя падал на нужную часть изображения.

 

так называемое правило третей

Рис. 8.34. Вверху: так называемое правило третей. Разделите каждую сторону кадра натри части и проведите пересекающиеся линии. В местах пересечений можно разместить основной объект. Внизу классическая идеальная пропорция - правило золотого сечения (применимое как для самого формата фотографии, так и для компоновки предметов внутри кадра). Рисуем квадрат, из центра одной из сторон проводим линию к противоположному углу и получаем радиус дуги. Это дает пропорции прямоугольни­ка с соотношением сторон 5:8

 

из серии «Другая женщина»

Рис 8.35 Наташа Каруана использует правило третей, чтобы разделить части своей фотографии- из серии «Другая женщина»

 

Держите эти правила в голове, но не ограничивайтесь ими и не позволяйте им препятство­вать вашем)' развитию (точно так же не используйте всегда только объектив с нормальным фокусным расстоянием). Иногда спокойствие или напряжение на снимке лучше подчеркнуть, поместив основной объект в центре или в углу. На снимке также может быть два акцентируе­мых объекта. Привлечь внимание к ним вы можете, расположив их в противоположных частях кадра так, чтобы взгляд зрителя передвигался от одного края к другому, сравнивая, обра­щая внимание на расстояние и пространство. Конечно, с цифровой манипуляцией объекты на фотографии и целые пространства можно вырезать и подвинуть или вообще убрать. Поэтому вам понадобится развить в себе эти навыки настолько, чтобы делать подобные переходы очень плавно.

 

Компоновка движения

Восприятие движущихся объектов на изображении можно изменить, выбрав определенную композицию и момент съемки. Представьте, что кадр - это сцена. Если действие заполняет весь кадр и основной объект повернут вглубь, то создается впечатление, что действие только что началось. Но если он обращен лицом к зрителю, а все пространство остается за ним, ка­жется, что он уже прошел это расстояние, и действие завершено.

Движение будет казаться более динамичным и агрессивным, если вы расположите движу­щийся объект по диагонали кадра, при этом добавляя угловатые вертикальные и горизонталь­ные линии и по возможности заставляя их сходиться вместе. Помните, что даже если в кадре нет резких линий, большая выдержка плюс, при необходимости, зумирование или проводка превратят области светов в яркие нечеткие линии. Тех же эффектов можно добиться при циф­ровой обработке снимка.

Момент, выбранный для съемки движущихся объектов и динамичных ситуаций, может со­здать или разрушить снимок. Быстрая реакция позволит вам выбрать и зафиксировать один короткий решающий момент, суммирующий целое событие или ситуацию. Это может быть ми­молетное выражение лица, ключевое действие (например, срывание финишной ленты на бе­говой дорожке) или же просто два предмета, на короткое время оказавшиеся в одной сцене и выражающие что-то через противопоставление друг другу. Вероятно, съемка одного кадра в секунду позволит зафиксировать все события. Однако важный момент все-таки можно упу­стить. Лучше всего суметь сделать снимок за доли секунды. Кроп, как на рис. 8.36, также помо­жет подчеркнуть важное действие или событие. Основная часть документальных снимков, в которых есть быстро движущиеся объекты, были выбраны из серии (см. рис. 8.37); с цифро­вой камерой вы можете сразу увидеть, получилось ли у вас что-то или нет. Однако часто быва­ет, что сначала фотография кажется вам неудачной, а потом, через годы, ваше мнение меняет­ся. Так что не удаляйте изображение сразу.

Кроп подчеркивает действие

Рис. 8.36. Оба снимка взяты с одного и того же негатива. Кроп подчеркивает действие

 

Контактный отпечаток с документальных снимков

Рис. 8.37. Контактный отпечаток с документальных снимков: много фотографий сделано, но использована лишь одна - марке­ром отмечено выбранное изображение

Просмотров: 117