Организация кадра — баланс и линии

Баланс

Положение предметов в кадре и ограничение изображения рамкой часто разделяют снимок на участки, сильно различающиеся в отношении тона, цвета и детализации. Часто различия обусловливаются формами и пропорциями самих объектов, но иногда - краями кадра. Проду­майте тон, узор, цвет этих участков. Вы можете несколько изменить соотношение объектов, передвинуть их, заполнить ими все пространство кадра или какую-то часть, изменить точку съемки и угловое поле.

Главной разделяющей линией должна быть линия горизонта. Многое зависит от форм, цве­тов и тонов в каждой половине. Например, при съемке отдаленного пейзажа вы можете изме­нить положение камеры, и вместе с тем изменится положение линии горизонта. Таким обра­зом, вместо картинки «одна часть неба / три части земли» вы получите обратное. Если боль­шая часть снимка заполнена темными деталями на земле, появляется ощущение замкнутого пространства, и добавление фона дает в этом случае различия в тонах, зрительно увеличивая глубину. Если большую часть изображения занимает небо, создается ощущение открытости и легкости. Если линия горизонта проходит по центру, разделяя снимок на две части, то возни­кает опасность, что обе они будут иметь одинаковый вес на изображении, ни одна не будет до­минировать. Многое зависит от очертаний, цветов и тональности в каждой части. Иногда пол­ная симметрия полезна в качестве узора на заднем плане, заставляющего обратить внимание на центральный объект кадра. Рис. 8.30 - это пример повторяющегося узора, созданного с по­мощью цифровой обработки - обрезки, копипаста.

 

Повторение изображения

Рис. 8.30. Повторение изображения с помощью цифровой обработки может создать интересный узор

Где должна проходить разделяющая линия? Это зависит от тональности, яркости цвета, со­четания деталей в каждой части изображения. Один из возможных вариантов здесь - создать эффект баланса, когда различные тона как бы вращаются вокруг центра картины, которая при этом не выглядит чересчур однообразной и выверенной. С другой стороны, изображение, на­рочно построенное вопреки законам баланса, будет казаться более живым и наверняка выде­лится среди других. Движение камеры может создать ощущение хаоса: в фотографии Пола Риса из серии «Я могу помочь» кажется, что мир ускользает (рис. 8.31).

 

 эффект хаоса и ускользания

Рис. 8.31. Этот снимок Пола Риса из серии «Я могу помочь» выполнен под углом для создания эффекта хаоса и ускользания

 

Линии

Использование линий может привлечь внимание к конкретным объектам и улучшить компози­цию. У них также есть способность создавать атмосферу. Линии - это необязательно совер­шенно четкие очертания, это целый ряд расположенных в пространстве или накладывающих­ся друг на друга очертаний - облаков, заборов, неясных движений, теней на заднем плане, все­го того, что ваша камера видит как связанное, соединенное друг с другом; линии появляются практически везде, где есть четкая граница тонов или цветов, причем чем больше контраст, тем заметнее линии. Поэтому здесь имеет значение освещение предмета. Линии связывают объект, создавая плавные переходы на пейзаже, выделяя группу объектов или же соотнося между собой предметы в разных частях снимка (см. рис. 8.32).

 

камень на старой дороге

Рис. 8.32. Схождение линий. Благодаря тому что у камеры один «глаз», линии могут быть встроены в изображение. Фэй Годвин показывает камень на старой дороге сточки, которая связывает всё изображение в одно

 

Общий узор линий на картинке имеет значение. Свободно расположенные параллельные линии и Ь-образные очертания создают эффект спокойствия, стабильности. Треугольники, широкие овалы и ^образные формы предполагают больше движения, заставляя вас стать ак­тивным зрителем.

На изображениях с выраженными сходящимися линиями взгляд сразу притягивается к ме­сту схождения этих линий. Множество коротких линий, направленных в разные стороны, предполагает возбуждение, ощущение суеты и даже хаоса (рис. 8.33).

хаос линий на японской улице

Рис. 8.33. Осаму Канемура наблюдает хаос линий на японской улице в серии фотографий «Япония сегодня»

 

Все эти ассоциации, возможно, связаны с нашим визуальным опытом. Воспользуйтесь ими. Если вы делаете динамичное изображение, фотографируйте его с высокой или низкой точки, с ракурсными искажениями, ищите сильные контрасты. Тот же подход разрушит мягкое изо­бражение, для которого важна плавность переходов и градации тонов.

Просмотров: 35