Построение изображения при съемке. Пропорции

Вы можете далеко продвинуться, рассматривая сам объект. Однако компоновать картин­ку необходимо, глядя на нее через видоискатель камеры, поскольку при этом возникают новые обстоятельства, которые меняют восприятие и влияют на результат. Одни могут быть полезны в большей степени, другие - в меньшей. С цифровыми камерами и полароидами вы видите, как выглядит ваша композиция до нажатия затвора. Это очень полезно в коммерче­ской фотографии или если вы не уверены, какой результат вам нужен. Многие фотографы, ра­ботающие в большом формате, используют полароиды, чтобы проверить композицию и экс­позицию. Сейчас цифровые камеры вытесняют полароиды.

Самое очевидное изменение, произошедшее после того, как вы взглянули на объект через камеру - это то, что теперь вам нужно работать в пределах кадра, ограниченного краями, угла­ми и двумя измерениями. Видоискатель или фокусировочный экран - как лист бумаги. Вам не нужно на нем рисовать, но нужно уметь видеть и компоновать изображение внутри кадра, об­ращать внимание на баланс, пропорции тонов или цвета, линии, подходящее место располо­жения основного объекта и т.д. Некоторые видоискатели упрощают процесс компоновки предметов, с другими это не так легко. Если на вашем фотоаппарате простенький видоиска­тель или экран с перевернутым изображением, вам нужно больше времени и навыков, чтобы построить изображение, чем если вы используете зеркальную камеру с современным видоис­кателем. Цифровые камеры позволяют упростить процесс, также вы можете снимать больше фотографий, и у вас больше шансов получить то, что вы хотите, особенно при съемке движу­щегося объекта. На экране цифровой камеры можно показывать результаты работы потенци­альным клиентам, но осторожно - конечное качество может отличаться. Использование камеры как глаза означает, что вы достигли высокого уровня мастерства.

портрет ребенка
Рис. 8.23. О Чанг использует низкую точку съемки, чтобы создать портрет ребенка

Пропорции

Большинство камер дает прямоугольное изображение, поэтому прежде всего вам нужно ре­шить, делать ли снимок вертикальным или горизонтальным. Иногда выбор определяется про­порциями самого предмета, иногда - назначением снимка (горизонтальный формат подходит для телевизионных и компьютерных экранов, вертикальный - для открыток и обложек журна­лов). Однако чаще всего вы можете выбирать сами.

Горизонтальные изображения воспринимаются легче, возможно, из-за горизонтального расположения наших глаз или потому; что такие форматы соответствуют кадру фильма или экрану монитора Горизонтальное изображение подчеркивает движение по горизонтали и на­правление линий (рис. 8.26), особенно если фотография узкая и продолговатая. В пейзажах (см. рис. 8.16) горизонтальный формат обращает внимание на линию неба и создает общее впечатление простора, стабильности.

горизонтальный поток

Рис 8.26.Тажреш, Иран, ночь-фотография Афшина Декорди. Скомпонована с помощью выбора точки съемки и бокового ос­вещения, чтобы показать горизонтальный поток, связанный с размытыми огнями города на фоне

На вертикальных изображениях предметы смотрятся немного вытянутыми по вертикали. Здесь уже нет такой стабильности, прочности, и благодаря этому доминирует, выделяется ос­новной объект. Особо выделяются вертикальные линии, возможно, потому; что мы больше склонны сравнивать предметы в верхней и нижней части фотографии, а не слева и справа, и наш взгляд движется вертикально.

Квадратный формат - это отдельная тема. Он используется для портретов. Каждый угол фотографии одинаково удален от цен­тра, и поэтому появляется эффект симметрии. Многие фотогра­фы избегают этого формата, но при удачном использовании он очень эффективен. Движение в таком формате снимать сложно, но снимок Энтони Хоги (рис. 8.28) показывает, что квадратный формат можно использовать и сдвижением. Портреты, как на рис. 8.3, действительно получаются более сильными, так как лицо и плечи удерживаются рамкой.

Конечно, во время съемки вы не всегда ограничены соотноше­ниями высоты и ширины предмета. Вертикальный предмет мож­но разместить на горизонтальном листе, используя «рамку в рам­ке», то есть внутри естественного обрамления, созданного дере­вьями или зданиями, или на фоне дверного проема, окна или зер­кала. Также возможно кадрировать отпечаток при печати, меняя пропорции, делая снимок более узким или квадратным. Цифро­вое фото можно обрезать и прямо в камере, но не всегда, или во время обработки.

Некоторые выдающиеся фотографы не принимают таких ма­нипуляций и даже воспроизводят рамку вокруг отпечатка, чтобы подчеркнуть, что изображение осталось таким же, каким было в камере. С развитием цифровых технологий эти идеи более или менее померкли, и многие считают, что вовсе необязательно оставлять фото неизменным. Если вы профессионал, вам придет­ся подгонять пропорции к требованиям.

выбранная сцена на фотогра­фии

Рис. 8.24.С помощью собственных рук или рамки для слайдов прикиньте, как будет смотреться выбранная сцена на фотогра­фии. Расположите рамку перед собой на расстоянии, равном фо­кусному расстоянию вашего объ­ектива, чтобы посмотреть, что поместится в кадр. Переместите рамку, чтобы испытать другие фокусные расстояния

 

Выражения лиц женщин

Рис.8.25. Выражения лиц этих женщин показывают, что они чувствуют, общаясь друг с другом.

 

квадрат изображения

Рис. 8.28. Энтони Хоти использует весь квадрат изображения для показа жизни ирландской семьи, и все, что он хочет показать, содержится в рамке

Просмотров: 58