Градации цвета и тона

Очень важно помнить о цвете и тоне снимка, чтобы развить понимание композиции.
И тон, и цвет влияют на настроение. С середины 80-х цветная фотография тоже стала художественной, как и черно-белая. В 1960-х и 70-х гг. такие фотографы, как Луиджи Гирри и Франсуа Ар, стали первыми использовать цвет в своих работах, фотографируя обычную жизнь. Однако изначально цветные снимки были предназначены только для коммерческих целей - оригинальная коммерческая фотография, созданная в студии Джона Хинде, очень повлияла на современных фотографов (рис. 8.12). Отношение цветов самого предмета и доминирующий цвет освещения (который создается за счет окружающих предметов или самого источника света) может создать определенную атмосферу (рис. 8.16).

 

Лаунж Бар Ватлина

Рис. 8.12. Лаунж Бар Ватлина и внутренний бассейн с подогревом Элмара Людвига. Студия Джона Хинде (1970 г.)

черно-белая серия фотографий

Рис. 8.11.Темная черно-белая серия фотографий Билла Брандта из 1930-х годов. (Этот документальный снимок часто печатают как произведение искусства, делая верх темнее и высветляя дорогу и пути с помощью химикатов)

Цвета, близкие друг к другу в спектре, кажутся более бледными, а далеко стоящие друг от друга цвета создают ощущение большей контрастности.

Важна также цветовая гамма. Приглушенные цвета дают чувство мягкости, а яркие - чувство шока и живости (рис. 8.14). Заметьте, как эффектно смотрится на фоне приглушенных оттенков контрастный по цвету или яркий объект даже небольшого размера (рис. 8.15). Убедитесь сами, как это важно в цветной фотографии и как снижается эффект, если вы делаете черно-белые фотографии. Нежелательный цвет может быть приглушен тенью или снимком против света, или просто заслонен каким-то объектом.

 

Использование ярких цветов

Рис. 8.14. Использование ярких цветов Мартином Парром в фотографии из серии Common Sense достигнуто путем комбинации любительской пленки и вспышки

 

освещение перед бурей

Рис. 8.15. Этот снимок сделан в Ле Ланд, Франция, и показывает, как освещение перед бурей подчеркивает цвета, даже если это всего лишь маленькие элементы

Разные типы пленки имеют разный цветовой и тоновый баланс. Например, высокоскоростные цветные пленки дают мягкий цвет, а любительские отличаются от профессиональных и имеют более живые цвета. Многие фотографы, работающие в цвете, обрабатывают цветную пленку по-своему, чтобы достичь нужного цвета. Пересеченные цветные негативы очень распространены, особенно при работе внутри здания или когда фотограф хочет показать то, что находится в тени. Рис. 8.43 (a, b) на стр. 192 показывают разную экспозицию, использованную для достижения определенного эффекта. У разных пленок разные характеристики, некоторые пленки теплые, некоторые - холодные. Вы должны попробовать несколько типов пленки, чтобы достичь желаемого результата. Основная часть производителей пленки дают ее описание на коробочке, разъясняя способ ее использования. Вам не надо слепо следовать этим предописаниям, просто считайте это предложениями по использованию.

Диапазон и распределение тонов (градации серого) в сцене также влияют на настроение снимка. Большое количество темных тонов ассоциируется с силой, драматизмом, тайной и даже угрозой. Сцены в светлых тонах создают ощущение обширности пространства и мягкости. Вы можете подчеркнуть преобладающую тональность, особенно в черно-белой фотографии (потому что в этом случае изменение тона не приводит к искажению цвета). Используйте эти факторы, чтобы правильно скомпоновать сцену.

При контрастном освещении вы имеете возможность поместить основной объект на небольшое освещенное пространство и замерить экспозицию только для этого участка, а остальная сцена будет в темной тональности благодаря недодержке. Или же наоборот, основной объект может находиться в области тени, тогда вы измеряете экспозицию только для этого участка, и освещенные области будут в светлой тональности (передержка). Выберите такую точку съемки или так расположите объект, чтобы основные тона переднего и заднего плана соответствовали цветовому решению вашего снимка. Здесь могут помочь цветные фильтры для черно-белой пленки (рис. 9.27), которые затемняют определенные цветовые области, например голубое небо.

Помните, что градация тонов также влияет на ощущение глубины и расстояния, особенно если речь идет о пейзаже (см. рис. 8.16). Из-за атмосферных условий отдаленные объекты часто кажутся менее насыщенными в цветовом отношении. Наложение изгибов холмов, деревьев, зданий ит. д., по-разному удаленных от камеры, выглядит как аппликация из форм разной тональности. Этот эффект называется воздушной перспективой.

Воздушная перспектива

Рис. 8.16. Воздушная перспектива. Визуальное впечатление от расстояния, созданное с помощью изменения тона, - сильная сторона этого снимка озера Лох Шилл в Шотландии, сделанного Хантером Кеннеди

тень от лампы, овальная рамка и ковбойская шляпа

Рис. 8.13. Формы на этой фотографии Сюзан Липпер отражаются одна в другой -тень от лампы, овальная рамка и ковбойская шляпа позволяют зрителю увидеть связь

Просмотров: 222