Особые объекты. Фотокопирование и макросъемка

Фотокопирование

Главная задача при копировании таких объектов с плоскими поверхностями, как фотографии, чертежи и так далее, - обеспечить абсолютно равномерное освещение, не создающее никаких отражений от поверхности оригинала. На рис. 7.28 показан наилучший способ добиться этой цели - следует использовать две лампы, каждая из которых направлена под углом примерно в 30° к дальнему краю объекта. Черная заслонка перед камерой предотвратит появление на снимке отражений от ее блестящих частей (рис. 7.29). При должной тщательности можно про­извести фотокопирование даже тех изображений, которые находятся под поверхностью стек­ла.

Обратите также внимание, что эта базовая установка освещения весьма полезна для освеще­ния заднего плана, когда вам нужно хорошее равномерное плоское освещение. Если фон не слишком сильно отражает свет, вы можете увеличить угол освещения до 45°.

 

Освещение при съемке плоских объектов

Рис. 7.28 Освещение при съемке плоских объектов. Слева: схема освещения для фотокопирования рисунков и т.д. Лампы уста­новлены под углом 30° к поверхности объекта, будучи расположены от него на расстоянии, не менее чем вдвое превышающем его ширину, и направлены на противоположный край объекта. Черная заслонка перед камерой предотвращает попадание в кадр бликов. В центре: монеты, сфотографированные через тонкое стекло (G), установленное под углом в 45° (см. схему спра­ва). Объектив камеры (С) направлен в туже сторону, что и свет лампы, освещающий объект (S)

Пример фотокопирования

Рис. 7.29. Пример фотокопирования фотографом Гордоном Макдональдом из серии Rat Archive, сделанного при участии Кэ­трин Мориарти. Гордон использовал технику фотокопирования для документирования всех материалов, которые использовала крыса для создания своего гнезда в нью-йоркских апартаментах Кэтрин

Макросъемка

Иногда при съемке на экстремально близких расстояниях необходимо плоское фронтальное освещение, чтобы запечатлеть все мельчайшие детали на монете и прочем или точно передать устройство объекта с углублениями - такого как механизм часов или электрическая цепь. Ино­гда здесь годится кольцевая вспышка, но можно также работать с листом чистого тонкого про­зрачного стекла, установленного под углом 45° между камерой и объектом. Прожекторная насадка с тубусом или аналогичный источник жесткого света размещены сбоку под прямым углом, чтобы свет отражался от стекла и падал прямо на объект, будучи направлен точно так же, как и объектив (см. рис. 7.28).

 

Прозрачные и полупрозрачные объекты

Стеклянную посуду и т.п. нередко лучше всего освещать сзади. Либо используйте большой бе­лый фон, помещенный за объектами и равномерно освещенный всеми вашими источниками, либо направьте источники на саму посуду сбоку или сзади так, чтобы фон оставался темным. При первой схеме стекло на снимке выходит темным силуэтом на преимущественно светлом фоне, при второй - белым силуэтом на темном фоне. Если у посуды блестящая поверхность, можно подчеркнуть это, добавив прямоугольный источник света, направленный спереди, и имитирующий отраженный свет от окна.

Сильно отражающие поверхности

Такие объекты с зеркальными поверхностями, как полированные серебряные или хромиро­ванные сосуды, ложки или подносы, создают особые проблемы при съемке (рис. 7.30). В них может подробно отражаться обстановка всей студии, мешая правильно воспринимать форму объекта. Можно обработать их матовым спреем (от специальных производителей периферии для фотографов, таких как Tetenal, до обычного лака для волос), но тогда они будут выглядеть матовыми, а не блестящими, и это может повредить объект. Нередко наилучший выход - поместить объект под большой, желательной бесшовный полупрозрачный «световой ящик» - например, белый пластиковый пакет или сферу; в роли импровизированного тента также может служить муслин или калька. Прорежьте в нем отверстие, достаточное для объектива камеры, но помните о том, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем дальше он может нахо­диться от объекта, создавая маленькое и почти незаметное отражение. Осветите внешнюю по­верхность «ящика» с помощью нескольких ламп или разместите над ним единственную лампу, которая будет создавать освещение во время экспозиции, достигающей нескольких секунд (рис. 7.31).

 

освещение стеклянной посуды

Рис. 7.30 Освещение стеклянной посуды. Слева: использование отдельно освещенной белой поверхности, установленной на некотором расстоянии от бокалов, помогает вы делить силуэты. Прожектор, свет от которого не попадает на сами бокалы, осве­щает белую картонку, и отраженные от нее лучи света подчеркивают округлость и блеск бокалов. Справа: та же композиция ос­вещена по-иному с целью придать стеклу более нежный прозрачный вид. Серый щит закрывает фон напротив камеры, а мягкое освещение направлено через бокалы сбоку и сзади. Передняя отражающая поверхность возвращает часть света, помогающего передать форму и поверхность бокалов

 

lightbox или световой ящик

Рис. 7.31 «Световой ящик». Для этого снимка серебряной посуды был использован большой лист кальки, равномерно освещен­ный установленными сверху лампами. В данном случае, чтобы предотвратить появление темных отражений на блестящей по­верхности посуды, камеру установили за листом белого картона, в котором проделали отверстие для объектива

Просмотров: 115