Изменение перспективы

Важно помнить, что объективы сами по себе не меняют перспективу; на это влияет только ваш выбор точки, из которой вы снимаете. Изменяя фокусное расстояние и одновременно удаляясь или приближаясь к объекту, вы изменяете перспективу на вашем снимке. Перспектива сама по себе связана с относительными видимыми размерами предметов, находящихся на разном расстоянии, и схождением параллельных линий в некой отдаленной точке, что придает глубину и двухмерным изображениям трехмерных объектов.

На рис. 5.5 показано, что если вы смотрите на объект, стоя под углом к нему, ближайший край выглядит выше дальнего. Разница между этими высотами находится в прямой пропорции к их дистанции от вас, так что если ближайший край объекта в трех метрах от вас, а конец -в 12 м, отношение высот будет равно 4:1. Но если вы отойдете назад так, чтобы быть в 10 м от ближайшего края, то расстояние от дальнего края будет 19 м (10 + 9 м). Соотношение теперь всего лишь 1,9:1, и перспектива, при которой видна стена, уже не такая сильная.

перспектива моста и балок

Рис. 5.6. Преувеличенная перспектива подчеркивает смысл. 10-мм камера удлиняет мосты и увеличивает колонны, чтобы подчеркнуть ощущение движения и масштабов

Таким образом, перспектива меняется согласно удалению от объекта. Но если вы можете изменить фокусное расстояние объектива, вы можете включить в фотографию столько объектов, сколько вам нужно. Посмотрев на рис. 5.5, вы увидите, что если вы используете 50-мм объектив, ближайшая часть стены кажется больше, чем дальняя. Если сменить объектив на 135-мм и отступить назад так, чтобы видеть все, что нужно, вы получите меньшую разницу между краями стены, но при этом изображение станет плоским. С другой стороны, использование 28-мм объектива означает, что камера должна находиться ближе к объекту; чтобы фотография была правильно скомпонована. На такой короткой дистанции разница между ближней и дальней точками преувеличена (рис. 5.6).

 

Использование преувеличенной перспективы (близкая точка съемки плюс широкоугольный объектив или уменьшенное фокусное расстояние зума) превращает лицо в пародию с огромным носом и маленькими ушами или экспрессивно подчеркивает предмет, расположенный на переднем плане, например агрессивный кулак, преувеличивая его реальный размер. Аналогичным образом съемка здания снизу позволяет увеличить его высоту.

Использование уплощенной перспективы (удаленная точка зрения, телеобъектив) для сжатия пространства, чтобы изобразить предметы на разном расстоянии громоздящимися друг на друга, дает эффект клаустрофобии при съемке пробки или толпы. В пейзажных снимках такой прием помогает добиться превалирования заднего плана над средним или слияния их в одну плоскость. Портреты, сделанные телевиком, кажутся более плоскими, нос и уши пропорциональны реальным (рис. 5.7).

 

длиннофокусный объектив

Рис. 5.7. Уокер Ивенс выбирает длиннофокусный объектив и дальнюю точку съемки таким образом, чтобы заводские трубы Бетлехема в Пенсильвании возвышались над могилами рабочих. Техника снимка подчеркивает его гуманистическое содержание

Ознакомьтесь с возможностями, которые дает вам управление перспективой, и поймите, как это поможет выразить вашу идею. Но если злоупотреблять этим (использовать крайне большие или крайне малые фокусные расстояния), то вы получите завязшие в зубах приемы, заслоняющие идею и сам предмет.

Перспектива на фотографии в итоге зависит от окончательного размера снимка и того расстояния, на котором его увидят зрители. Строго говоря, фотография выглядит естественной, если отношение ширины снимка к расстоянию до наблюдателя равно отношению ширины изображаемого объекта к расстоянию до камеры в момент съемки. Это означает, что если вы снимаете предмет шириной в четыре метра с дистанции в 8 метров (отношение 1:2), то снимок будет иметь естественный вид с расстояния, вдвое превышающего его ширину, то есть с 25 см при ширине отпечатка в 12, 5 см или со 100-см для 50-см отпечатка. На самом деле все фотографии в альбомах вы рассматриваете с обычного расстояния в 25-30 см, что вполне естественно для снимков с обычной перспективой, снятых нормальным объективом. Но если вы с такой же точки зрения рассматриваете крупные планы, сделанные широкоугольником, их искаженная перспектива делается особенно заметной. Если вы хотите подчеркнуть иллюзию сжатого пространства и плоской перспективы, распечатайте фото, сделанное длиннофокусным объективом, в большом размере и повесьте его так, чтобы зрителю пришлось стоять вплотную к снимку (см. также рис. 5.8).

 

широкоугольная дисторсия

Рис. 5.8. Сверху: дисторсия широкоугольника. Широкоугольные линзы могут дать сильную дисторсию при съемке предмета понятной формы, особенно в углах. Однако если вы посмотрите на такое фото с расстояния 3,3см,то оно кажется обычным. Внизу: как оправиться с дисторсией широкоугольника. Обратите внимание, как наклоняется маяк, когда он не в центре кадра (слева) Если вы измените композицию, он не будет наклоняться (справа)

Просмотров: 224