Правила композиции в пейзажной фотографии

Единственное по-настоящему полезное правило — упрощение композиции
«Работая над композицией фотографии, я стремлюсь превратить хаос в порядок, а не следовать общепринятым правилам построения композиции».
Энсел Адамс

Лучшие композиции просты. На них ничто не отвлекает зрителя от главной идеи фотографа и не загромождает ее.
Самая распространенная ошибка фотографа — переполнение кадра. Представьте себе человека, который идет по долине Йосемити и решает сфотографировать гору Хаф-Дом.

Не задумываясь, он делает снимок. А потом замечает, что кроме Хаф-Дома, на фотографии присутствуют небо, деревья, луг, большой авто­бус на дороге, в результате Хаф-Дом теряется в этой мешанине.

Правила композиции в пейзаже

Не уподобляйтесь ему! Остановитесь и задумайтесь. Что изначально привлекло ваше внимание? Какой вид открывается из вашего окна Киев? Сфотографируйте именно этот объект, и ничего больше. Если композиция не складывается, подойдите ближе или возьмите объектив подлиннее. При этом автоматически будет обрезан весь лишний материал, структу­ра снимка упростится. Если вы пытаетесь сочетать два элемента, а они не сочетаются, сосредоточьте все внимание на одном из них.

Меньше значит больше

Лучшие композиции передают идею снимка четко и прямо. Ничто не отвлекает внимание от этих тигровых лилий — они господствуют в кадре.

Поиски сущности

Чтобы найти сущность выбранно­го объекта, спросите себя, что в нем привлекло ваше внимание с самого начала. Что побудило вас сделать снимок?

Правила композиции в пейзаже

 

Правила композиции в пейзаже

 

Правила композиции в пейзаже

Эти три фотографии горы Хаф-Дом совершенно разные, но каждая содержит только основные элементы. На первом снимке свет и облака вокруг горы представляли достаточный интерес сами по себе — ничего другого мне не потребовалось. Поэтому я выбрал телефотообъ­ектив, чтобы заполнить кадр видом скалы и облаков. Для второго снимка я решил выбрать два объекта: Хаф-Дом и освещенные сзади листья кизила. В этом случае я снимал широкоугольным объективом,превратившим Хаф-Дом в небольшой силуэт, однако его характерная форма осталась узнаваемой, а компози­ция — простой. Почти весь кадр занимают листья и гранитная глыба. Сделать третий снимок меня побудила огромная колорит­ная туча над Хаф-Домом, поэтому я оставил гору у нижнего края кадра, направил объектив вверх и заполнил снимок всего двумя самыми важными объектами.

 

1. Сужение фокуса
На первом снимке (1A) меня привлекли и вершина Эль- Капитан, и узор льда на реке.

Но совместить их не получалось: слишком много других объектов приходилось брать в кадр — дере­вья, снег на противоположном берегу реки,горизонтальные линии в нижней половине кадра, которые не сочетались с вертикальными линиями Эль-Капитана. И я решил уделить главное внимание льду. Второй вариант снимка гораздо проще и ярче (1B).

Правила композиции в пейзаже

Правила композиции в пейзаже

 

2. Устранение отвлекающих моментов
Первый снимок маленького водопада получился неплохим (2A), но мне показалось, что темные кам­ни отвлекают внимание. Я решил, что его должны притягивать струи падающей воды и золотистое отра­жение над ними, выбрал более длинный объектив и поместил в кадр самые важные объекты (2В).

Правила композиции в пейзаже

Правила композиции в пейзаже

 

3. Усиление воздействия
Первая фотография — красивое и простое отображение водопада Верная (3A). Оно дает представле­ние о том, как выглядит водопад, но не вызывает ощущения шума могучего потока. Поэтому я выбрал ту часть водопада, которая показалась мне наиболее выразительной (3B).

Правила композиции в пейзаже

 

 

 

Правила композиции в пейзаже

Просмотров: 38