Blog Pro Photo

Использование светофильтров в пейзажной фотографии

Использование светофильтров в пейзажной фотографии



Использование светофильтров в пейзажной фотографии

Светофильтры не могут превратить неудачную фотографию в удачную, но благодаря им хорошие фотографии могут выглядеть еще лучше. Я никогда не брал с собой много фильтров. Сейчас, снимая цифровой камерой, я беру с тобой только поляризационный фильтр. Другие фильтры, которыми раньше был набит мой кофр, теперь пылятся в шкафах, так как их эффекты легко воспроизвести программными средствами.

Поляризационные светофильтры

Удаление ненужных бликов

Удаление ненужных бликов при помощи поляризационного светофильтра

Поляризационный фильтр — наверное, самый полезный фильтр для пейзажной съемки. Большинство фотографов знают, что поляризационный фильтр может сделать голубое небо более темным и насыщенным, выделив облака, но не пользуются главным свойством такого фильтра — способностью отсекать отраженный свет. Первый снимок водопада был сделан без поляризационного фильтра, второй — с фильтром. Обратите внимание: фильтр частично устранил блики на мокрых камнях, улучшив их цвет. Но помните: бывают случаи, когда отражения просто необходимы! Например, незачем отсекать отражение горы в водах тихого озера.



Съемка радуги

съемка радуги при помощи поляризационного светофильтра

Повернутый в положение полного гашения отраженного света для удаления отражений и получения более темного голубого неба, поляризационный фильтр может полностью удалить радугу. Но если из этого положения повернуть его на 90 градусов, он улучшит вид радуги, как на снимке озера внизу.

 

Градуированные фильтры нейтральной плотности

Градуированные фильтры

Эти фильтры были разработаны для того, чтобы смягчить контраст между светлыми и темными частями изображения. Они наполовину серые и наполовину прозрачные, с постепенным переходом от одной части к другой. Я воспользовался таким фильтром, делая один из двух снимков горы Потхоул-Дом, закрывая серой частью фильтра верхнюю половину снимка. Обратите внимание: нижняя часть правого снимка осветлена по сравнению с верхней.
Градуированные фильтры нейтральной плотности стоят дорого и сложны в применении. Я больше не ношу их с собой, поскольку могу проще и точнее воспроизвести тот же эффект в Photoshop или Lightroom.

 

Теплые светофильтры

Разница цветовых температур

Теплые светофильтры

Фотографии, сделанные в тени, имеют голубоватый оттенок, так как объекты освещены светом, отраженным от голубого неба, а не прямым светом солнца. На этом снимке реки Мерсед показана разница цветовых температур заснеженных деревьев в тени и озаренных солнцем скал.

Теплый светофильтр

Теплые светофильтры

Бледно-янтарные теплые фильтры (81A, 81B, 81C и т.п.) устраняют голубоватый оттенок и придают изображению более естественный вид. Первый снимок цветов слева был сделан без теплого фильтра, второй — с фильтром 81B. Обратите внимание: на первом изображении зелень выглядит голубовато-зеленой. Отрегулировать баланс цвета можно и другими, более совершенными способами.

 

Фильтры для черно-белых изображений

На протяжении столетия фотографы пользовались цветными фильтрами, чтобы менять соотношение тонов на черно-белых снимках. Например, красный фильтр осветляет красные объекты, но затемняет объекты, относящиеся к противоположному концу спектра — голубые, зеленые и синие. Зеленый фильтр осветляет зеленые объекты (или объекты цветов, близких к зеленому — желтые и голубые) и затемняет красные, оранжевые и пурпурные. Классический пример - красное яблоко рядом с зеленым.
На черно-белом изображении без фильтра оба яблока выглядят серыми, среднего оттенка.
С красным фильтром красное яблоко светлеет, а зеленое темнеет; с зеленым фильтром зеленое яблоко светлеет, а красное темнеет.
Но в цифровую эпоху фильтры вышли из употребления. Преобразование цветных изображений в черно-белые программными средствами дает возможность гораздо более сложной коррекции. Она чем-то напоминает перекрашивание пейзажа перед применением фильтра: например, когда зеленые деревья перекрашены в красный цвет, а затем применен красный фильтр. Как это делается, я покажу на стр. 120. Поэтому даже если вы намерены сделать изображение черно-белым, лучше снимать его полноцветным, без фильтров (кроме, пожалуй, поляризационного), и только потом преобразовать в черно-белое.
Файлы в формате Raw всегда полноцветные; и если в меню вашего фотоаппарата есть настройка для записи снимков в черно-белом виде, она применима лишь для формата JPEG. Но даже в JPEG лучше сохранять изображения в цвете вплоть до обработки. Единственный случай, когда применение черно-белого режима может оказаться полезным — если требуется представить, каким будет пейзаж без цвета. Можно попытаться одновременно записать файлы в форматах Raw и JPEG, чтобы увидеть изображение черно-белым, но вместе с тем сохранить всю информацию о цветах. Каждый фотоаппарат по-своему осуществляет черно-белое преобразование: некоторые (но не все) снимки выглядят как сфотографированные с красным фильтром.

Фильтры для черно-белых изображений

Фильтры для черно-белых изображений

 

Разделение тонов

1.    Это изображение ветвей толокнянки изначально снято в цвете.
2.    Результат «прямого» преобразование в черно-белое изображение. без фильтра. Ствол сливается со скалой за ним: оба имеют один и тот же оттенок серого цвета.
3.    Применение программного аналога зеленого фильтра не помогает: ствол и камень по-прежнему неразличимы.
Я перепробовал все аналоги традиционных фильтров,
но ни один не дал возможности выделить ствол растения.
4.    Программными средствами, изменив цвет ствола на пурпурный. а затем снова применив аналог зеленого фильтра, я смог сделать зеленовато-желтый камень более светлым, а толокнянку — более темной.

Рекомендуем почитать по этой теме
Осветление и затемнение фрагментов снимка
Подготовка фотоаппарата к HDR-съемке
Моделирование лица с помощью фильтра Liquify (Пластика)
Сохранение фотографий в формате JPEG
Советы по импорту фотографий в Lightroom 4
Sony Cyber-shot RX100 III