Blog Pro Photo

Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.

Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.



Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.

Знаменитый фотограф-пейзажист Чарли Уэйт родился в Лондоне в 1949 году. Уэйт автор 27 книг по фотографии. Его работы выставлялись по всему миру. Компания Уэйта Light & Land - ведущий организатор международных семинаров и мастер-классов.


Мастер-класс от Чарли Уэйта
“Виноградник играет большую роль. Он направляет взгляд к городку на холме. Маленькие башенки вдали напоминают зрителю о сложности пейзажа”.

Если вы серьезно занимаетесь пейзажной фотографий, то рано или поздно столкнётесь с работами Чарли Уэйта. Он - один из крупнейших британских пейзажистов, наряду с Джо Корнишем (Joe Cornish) и Колином Прайором (Coline Prior). Его книги быстро распродаются, а семинары пользуются постоянной популярностью. В промежутке между возвращением из Китая и поездкой в Германию на выставку Photokina, Уэйт нашёл время для разговора с нами о своих живописных пейзажах и своём глубоко эмоциональном подходе к ним.
Работы Чарли Уэйта известны уже давно, но с чего всё начиналось?



«Я начал фотографировать старенькой камерой Nikon, которую купил мне отец, но серьёзно занялся фотографией в то время, когда был безработным актёром. Моя жена в 1970-х годах снималась в телесериале The Onedin Line, а я использовал время для фотографирования в графстве Девон, пока она была занята на съёмках. Я мало что умел, но много читал о фотографии, и решил углубить свои знания, поступив в Солсберийский художественный колледж. Это был очень напряжённый год. Мне было 28 лет, а остальные поступили прямо со школьной скамьи и знали гораздо больше меня о физике и химии, применительно к фотографии».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Жёлтая лодка, Китай
«Я только что вернулся из Китая, и это первая публикация фотографии.
Простота композиции подчёркивает смысл Шангри-Ла».

Большой прорыв


После возвращения в Лондон Уэйт работал ассистентом рекламного фотографа, пока не получил свой шанс сделать прорыв в карьере.   «Однажды мы с женой отправились в Баттерси, чтобы подобрать дом для покупки. Оказалось, что владелец дома возглавлял отдел иллюстрированных книг издательства Weidenfeld and Nicholson. Он поинтересовался, чем я занимаюсь. Я солгал ему, что являюсь фотографом-пейзажистом. Оказалось, что ему нужен был фотограф для издания The National Trust Book of Long Walks. Дом я так и не купил, но зато начал делать фотографии для книги».


Мастер-класс от Чарли Уэйта
Пляж Чесил, Дорсет
«В действительности, просвет в небе не был таким чётким. Для достижения эффекта я использовал фильтр 81 А. В результате появилась эта янтарная теплота».


Интересно, ранний театральный опыт Уэйта как-то пригодился в его фотокарьере?

«Разумеется, - говорит он. - Это дало мне навыки общения и уверенность. Теперь я свободно себя чувствую с самыми разными людьми, посещающими мои курсы: от адвокатов до безработных. Кроме того, в театре я научился правильно использовать освещение, и думаю, что осветители это настоящие герои».

По части драматизма освещения влияние на Уэйта в его ранний период оказал Ансельм Адаме, непревзойдённый мастер, о котором Чарли до сих пор отзывается с благоговением.  «Он сочетает в себе громадный объём технических знаний и художественных навыков. Мы должны отдавать должное работам Адамса, они и сегодня не утратили своего значения. Также на меня оказали влияние рекламные фотографы и такие художники-пейзажисты, как Клод Лоррен. Я люблю его пейзажи и небо с невероятным освещением».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Розовый дом, Тоскана
«Зачастую пейзаж нуждается в передаче глубины. Здесь она достигается за счёт теней и растений».

Сомнение – ваш друг.


Так что же делает пейзажи Уэйта такими запоминающимися?

«Мои работы действительно выделяются среди остальных? Я в этом не уверен. Совершенно не уверен в своих работах, и мне кажется, что любой может сделать нечто подобное. Уровень Ансельма Адамса гораздо выше, вот в этом я уверен. Мне кажется, что фотография должна вызывать духовную связь со зрителем, чувство спокойствия... Но хочу, чтобы она и волновала».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Замок Шамбор, Луара, Франция
«Этот громадный замок имеет 410 комнат и отделён от воды узким парапетом. Архитектура производит фантастическое впечатление и туман его подчёркивает».


Курсы Уэйта, Light & Land, набирают студентов со всего мира. А в каких местах находятся любимые пейзажи Уэйта?

«Думаю, что красивые места можно найти везде, -говорит он. - Но я люблю Францию, в особенности, Луару, с её прекрасными деревьями. Ещё департамент Ло. Во Франции вы можете чувствовать себя уединённо, чего вы не ощутите в других местах. Но мне нравится снимать и в Великобритании. Речь идёт не только о Шотландии, можно сделать отличные снимки и на юге Англии, где вы найдёте красивые поля, отличное освещение и прекрасные деревья».

Мы спросили, что именно делает пейзажную фотографию выдающейся?

«Вы можете снять великолепный пейзаж, если будете рассматривать его не только как зрительный образ, но и воспринимать как музыку, - считает Уэйт. - Но таких образов очень мало. Среди тысяч фотографий только единицы достойные. Нужен тщательный отбор. Ваше творчество должно сопровождаться сомнениями. Это ведь не строительство моста и не математическая формула».

Мастер-класс от Чарли Уэйта


Памплона, Испания «Водоём, окруженный скалами и деревьями. Деревья на переднем плане придают снимку какую-то ирреальность. Кажется, что небо наваливается на зрителя, окутывая его серо-синей пеленой».



Учитесь видеть.


Light & Land пользуются авторитетом, так как Уэйт ясно понимает суть проблемы, формирует лицо фотографов-любителей и помогает им избежать ошибок. «Мне кажется, чем меньше человек знает, тем больше он может получить от наших курсов, - рассказывает он. - Всё больше женщин посещают наши семинары и, хотя это довольно радикальное заявление, их больше интересует, как создать правильный образ, а не техническое оснащение. Но мне нравится работать и с энтузиастами света, например, которых интересует изменение атмосферных условий после дождя или как с помощью света передать ощущение пространства».

Какие ошибки встречаются наиболее часто?

«Как ни странно, многие люди заканчивают курсы, а потом несколько месяцев не берут в руки камеру. Они теряют навыки и забывают о волшебных соотношениях выдержки, диафрагмы, светочувствительности ISO. И потом — нужно видеть. У некоторых это в крови, других же, приведёшь в удивительное место, а они начинают спрашивать, что же здесь фотографировать?»
Несмотря на эти проблемы, Уэйт всё же считает, что людям можно помочь «открыть глаза». «Мне кажется, что лучший способ научить людей видеть пейзаж - это научить видеть все составляющие, как они взаимодействуют, - объясняет он. - Надо видеть устойчивое взаимоотношение между землей и небом, и вы добьётесь успеха».
Уэйт всё делает правильно, и в результате многие его бывшие студенты стали профессионалами, издали свои книги и календари. «Наверное, я сошёл с ума, потому что воспитываю будущих конкурентов», -шутит он.

О “Компактах” и Photoshop


Мастер-класс от Чарли Уэйта Увлечённый любитель среднеформатных камер, Уэйт, тем не менее, легко перешёл на цифровую технику. Он рассказал нам о некоторых интересных моментах, касающихся этих устройств. «Меня интересуют приличные компактные цифровые камеры. Мне не нравится, когда люди считают их приложением к ноутбуку. «Я использовал этот «компакт», чтобы заполнить снимками свои ноутбук, а потом снова вернусь сюда со своей «зеркалкой». Хорошая компактная камера незаменима для пейзажиста: 10-мегапиксельная матрица, хорошая глубина резкости, можно добавить фильтры... Что еще нужно? Я делал выставочные снимки с помощью компактной Panasonic".
Что касается зеркальных камер, то Уэйт не испытывает в них большой потребности - он не собирается делать трёхметровые отпечатки. «Меня вполне устраивают Canon EOS 5D и Nikon D700. Единственное, что меня беспокоит в цифровой фотографии, это то, что люди бездумно делают сотни снимков одного и того же места и даже при том же освещении. Кроме того, не стоит полагаться на ЖК-экран, его можно использовать только для контроля по гистограмме».

Что касается Photoshop, то Уэйт настроен к нему довольно скептически. «Он нужен только для коррекции цвета и мелких деталей, его доля составляет 1% работы. Вы всё должны делать своей камерой. Я не люблю экстремальных цифровых изменений, и считаю такие работы фальшивыми».

Телеведущий



Уэйту недавно исполнилось 60 лет, но пенсионный возраст никак не сказывается на остроте его ума. «Мне нравится работать на телевидении. Я с удовольствием работаю на Channel 5 над программой How to Take Stunning Pictures. К сожалению, мало программ о фотографии и они посвящены в основном классикам. Пусть телевизионщики ответят, неужели так сложно подготовить материал о том, как нужно снимать?»
Что касается мастер-классов, то они, как правило, проходят вдали от дома - в таких экзотических местах, как Ливия, Китай, Индия и Бутан. «Мне нравится работать с людьми, даже если они профессионалы. Я учу их тому, что фотография - это не метод проб и ошибок, а чёткий и грамотный подход к работе».

Вдохновились?



Чарли Уэйт делится опытом и даёт советы.
1. Отправляйтесь в место, которое вы по-настоящему любите, и я уверен, что вы сделаете хороший снимок. Но не делайте это сразу же. Сначала всё продумайте.
2. Много наблюдайте. Следите за небом, отмечайте малейшие изменение. И смотрите, как небо взаимодействует с землёй.
3. Смотрите на пейзаж как кинопродюсер. Выбирайте время года, суток. Также выбирайте и точку обзора.

“Учитесь читать пейзаж, смотрите, как взаимодействуют элементы” Чарли Уэйт

Мастер-класс от Чарли Уэйта

Композиция.

«В этот красивый морской пейзаж удачно вписывается скала - она эффектно разделяет небо на два сегмента. Пик маленького островка прекрасно гармонирует с линией горизонта и взаимодействует с облаками».

Вода
«Использовалась длительная выдержка, чтобы сгладить поверхность воды. Да и на воду это не так уж и похоже. Но цель достигнута - это обеспечивает перспективу, и заставляет все элементы взаимодействовать».

Небо

«Для достижения сбалансированности я использовал объектив 50 мм вместе с градуированным фильтром Lee 0.6 Neutral Density. Это позволило затемнить небо».

Рекомендуем почитать по этой теме
Быстрый доступ к командному режиму в фотоаппаратах Nikon
Спортивный режим съемки
Потеря данных при коррекции уровней
Автоуменьшение мощности вспышки canon
Использование мультивспышки
Используйте сетку для выравнивания линии горизонта