Укрощение сюжета. Сюжетно важный объект

Сегодня мы хотим познакомить читателей с главным героем всех без исключения фотоснимков – сюжетно важным объектом.

Сюжет фотографии

В фотографии тема снимка во многом определяется сюжетно важным объектом – главным элементом композиции кадра и основой его содержания. Сознательная творческая съемка начинается с определения того, что станет стержнем будущего фото. Иногда выбор делается подсознательно, но в большинстве случаев это вполне обдуманное решение.
Если даже фотограф игнорирует определение «главного действующего лица» своего снимка, то все равно в кадре какой-нибудь случайный объект сыграет эту роль. Скорее всего, им окажется то, что расположено рядом с одной из активных точек композиции или привлекает к себе внимание яркостью окраски либо тональным контрастом. Таковы закономерности восприятия фотоизображений. Вот почему автору снимка лучше самому выбрать и контролировать смысловой центр кадра.


Сюжетно важный объект на фото должен быть один. Два и больше равных по значению и выразительности смысловых центра иногда разрывают композицию на самостоятельные
сюжеты. Можно, конечно, поспорить и перечислить множество сюжетов, где правомерно фигурируют равноценные элементы. Например, групповой портрет, репортажные или
жанровые темы с многочисленными действующими лицами. Вероятно, опытный фотограф способен справиться с удачным воспроизведением на снимке композиции с двумя и больше равнозначными объектами. Но нам кажется, что один из них все равно будет чуточку доминировать над остальными. Начинающим фотохудожникам лучше все-таки не браться сразу за сложные построения, а стремиться к лаконизму, естественной простоте и ясности композиционной конструкции. Не перегружайте кадр. Фотографируйте один объект (один предмет, одно явление, одно действие). Дополнительные детали не убегут от вас. Если вы сконцентрируетесь на главном, гораздо легче будет добиться творчески удачного снимка.
Как выделить сюжетно важный объект? Самый простой способ – совместить с активной точкой и сильными линиями золотого сечения.
Обрамляющее композиционное построение, когда вдоль краев снимка размещены наподобие естественной рамки более темные объекты, будет концентрировать взгляд на деталях внутри окантованного пространства. Можно акцентировать главный объект контрастным цветом по отношению к остальным элементам кадра или тонально. Линейные структуры тоже способны направить взгляд зрителя к смысловому центру снимка. Ритмически организованный центр сюжета на аритмичном фоне сразу привлечет к себе внимание. Такой же результат получим, если главное в кадре будет диссонировать с остальными, ритмически выстроенными деталями композиции.

Сюжет фотографии

В разных жанрах существуют свои особенности восприятия сюжетно важного объекта и специфические приемы наделения его приоритетностью. Например, глядя на изображение человека, мы в первую очередь смотрим на лицо. А на портрете, снятом крупным планом, – на глаза. Если лицо «завуалировано» фотографом, то прежде всего внимание привлекают руки, при контровом освещении – линии силуэта, контуры. Лучшими средствами выделения сюжетно важного объекта являются его выразительность, необычность, интересность.
Большую роль играет название снимка. В сентябре в одной из киевских галерей состоялась выставка фотографов-сенсиристов, которые активно используют данный прием, чтобы придать фотографии авторский, часто достаточно неожиданный смысл (не забывая об остальных выразительных средствах). Удачное название или комментарий иногда делают снимок глубже и многограннее. И не стоит думать, что это относится только к слабым кадрам. На многих фотоконкурсах комментарий к работе является необходимым условием. В фотожурналистике, в том числе в жанре фотоочерка, название и краткий комментарий, как правило, обязательны.

Сюжет фотографии

Но вернемся к работе непосредственно с изображением. Поместив главный объект съемки на передний план и увеличив его масштаб по сравнению с остальными деталями композиции, мы подчеркнем его значение. Еще сильнее сработает световой акцент.
Предмет или человек, освещенный пучком света, сразу будет привлекать к себе внимание.

Сюжет фотографии

Действенна и противоположная схема – темное всегда отчетливо выглядит на светлом фоне. Контрастный, фактурный объект визуально доминирует над мягко прорисованными.
Взгляду свойственно останавливаться на самых ярких или контрастных частях фотоснимка. Так же будет обращать на себя внимание четко изображенный элемент кадра по сравнению с остальными, воспроизведенными размыто. В данном случае результата достигаем, определяя глубину резко изображаемого пространства с помощью выбора фокусного расстояния и значения диафрагмы. Очень часто серьезным недостатком снимка становится одинаково четкое представление всех деталей, попавших в поле зрения объектива. В таком случае кадр пестрит множеством мельчайших подробностей, а рисунок снимка кажется запутанным, перегруженным.
Начинающему фотографу полезно заснять серию кадров с различными способами выделения сюжетно важного объекта и с их комбинациями. Поучительно также «с умом» рассматривать работы известных мастеров и отмечать для себя способы применения ими тех или иных выразительных средств.
Неужели фотографы всегда анализируют сюжет и почти математически вычисляют композиционные приемы? В период обучения – непременно. А учебные задания используются для их отработки. Опытный фотограф часть решений принимает интуитивно, а его опыт помогает вдохновению. Но даже если изучить все правила, не всегда вам будет сопутствовать творческая удача. Влияние случайностей, субъективность оценки фотографом привлекательности сюжета и множество других причин являются иррациональной составляющей любого творчества.

Сюжет фотографии

Просмотров: 2 053