Blog Pro Photo

Дисциплина рамки. Учимся видеть как фотоаппарат. Композиция кадра

Дисциплина рамки. Учимся видеть как фотоаппарат. Композиция кадра



Дисциплина рамки. Учимся видеть как фотоаппарат. Композиция кадра

композиция



«Там было так красиво! Почему же на фотографиях все выглядит по-другому? Что я делал не так и чего не учел при съемке?». Ответы на эти вопросы следует искать, исходя из такого простого факта, что человек и объектив камеры «видят» по-разному. Поэтому очень важно научиться видеть, как фотоаппарат.

Герой итальянской кинокомедии «Синьор Робинзон» на берегу необитаемого острова соорудил из жердей большую рамку экран и ходил смотреть сквозь нее «кино про море». Очевидно, «интересность» кадра зависит от того, что и как попадет в рамку. Зрение человека не позволяет ему ощущать границ видимого пространства. Почти одновременно взгляд и охватывает всю панораму в целом, и останавливается на деталях. Мы внимательно разглядываем то, что считаем интересным, и практически не обращаем внимания на «несущественные мелочи». Обычно, любуясь изысканным архитектурным ансамблем, не замечаем фонарных столбов и электропроводов, урн, бумажек на асфальте. Фотоаппарат замечает все. Как же научиться видеть так, как видит камера?



В старых учебниках советовали посмотреть на объект съемки через красное стекло от фотографического фонаря. Стекло, во-первых, усиливало «скучность» картинки до уровня черно белого фото, во-вторых, четко отделяло то, что попало в кадр, от окружающих красот. Для тренировки взгляда можно изготовить паспарту из картона. Чтобы сымитировать захват кадра объективом с фокусным расстоянием 50 мм, посередине листа формата А4 надо вырезать прямоугольник 9,5 × 14 см и поднести к глазам на расстоянии 20 см. Внутри этого окна будет почти все, что потом окажется на снимке. Для объектива 35 мм окно должно иметь размеры 13,5 × 20 см, а для 70 мм – 6,5 × 10 см.

Смотреть через рамку нужно одним глазом (данные приведены для снимка традиционной зеркальной камеры, использующей 35-миллиметровую пленку и снабженной видоискателем с 90% захвата площади кадра). Человек и фотоаппарат по-разному воспринимают перспективу в пространстве. Вертикали стен многоэтажных домов мы видим параллельными. Мозг человека корректирует оптический рисунок. Объектив же переносит изображение на светочувствительный элемент согласно законам оптики – чем дальше объект, тем меньше его геометрические размеры. Из-за этого на снимках стены домов сходятся в перспективе не только по горизонтали, но и по вертикали. Чем короче фокусное расстояние и шире угол охвата пространства объективом, тем перспективное схождение линий и объемов сильнее. Круглый объект, снятый широкоугольным объективом и помещенный в углу кадра, будет выглядеть вытянутым. В фотографии этот эффект принято называть перспективным искажением. Хотя на самом деле именно восприятие человека в данном случае искажает реальность передачи пространства. Скульпторы, создавая памятники, изменяют пропорции человека, чтобы они выглядели «естественно». Так же поступают и художники.

Фотографу необходимо научиться использовать этот эффект в качестве художественного приема. Широкоугольный объектив может сделать небольшое помещение просторным. Телеобъектив – городскую площадь превратит в тесный перекресток, а улицу с редкими прохожими в сплошной поток пешеходов. Цветной дисплей цифровых аппаратов с ролью «красного стекла» справляется гораздо лучше. Кроме того, у некоторых моделей ЖК монитор можно переключить в черно-белый режим – в таком случае фотограф уж точно поймет, как «видит» объектив камеры. А вот через глазок видоискателя надо научиться рассматривать будущий снимок от краев к центру, выясняя при этом, не захватил ли объектив лишние детали. Когда человек, не посвященный в секреты техники съемки, смотрит в традиционный оптический видоискатель, чаще всего он продолжает видеть так, как будто между ним и объектом съемки нет камеры, не замечая при этом вредных мелочей и границ кадра. Цвет человек воспринимает также по-своему. Белый лист бумаги мы будем видеть белым на улице в пасмурный день и в помещении, освещенном лампой накаливания в розовом абажуре. Посмотрите вечером на освещенные окна домов. Они разного цвета – оранжевые, желтые, голубоватые. Но, заходя в помещения с разными источниками света (лампами накаливания или дневного света), мы не замечаем господства определенного оттенка цвета вокруг себя. Мозг корректирует полученный зрительный сигнал. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры «научены» делать почти то же самое. Только тренированный глаз видит рефлексы, то есть отражение окраски одного объекта на цветной поверхности другого. Фотопленка и матрица фиксируют рефлексы с завидным упорством. В результате, например, объекты, снятые в тени листвы деревьев, будут нести паразитный зеленоватый оттенок. Как тренировать фотографический взгляд на вещи, мы разобрались. Успех «достигается упражнением». Теперь выясним, что же вредит снимку, что и как должно или не должно попадать в кадр, внутрь «волшебной рамки».

В кадре слишком много объектов, притягивающих внимание.

композиция
Фотография распадается на несколько сюжетов, каждый из которых может быть отдельным снимком.


композиция


Коснемся самых общих правил. Решите для себя, что в кадре самое главное. Буквально так, чтобы показать пальцем. Постарайтесь, чтобы «ЭТО» заняло на снимке больше достойного места. Попробуйте сосредоточить кадр на одном объекте, одном действии, одном отношении, одном явлении. Изо всех сил постарайтесь не захватывать лишнего. Помните, хорошим является тот снимок, который обрезать, скадрировать уже нельзя. Толстые темные линии и пятна, упирающиеся в край кадра, растягивают снимок. Такое же воздействие имеет множество ярких, контрастных цветных пятен. Рябая фотография вряд ли будет хорошо выглядеть. Когда в кадре есть линейная перспектива (дорога, река, дома и т. д.), постарайтесь, чтобы точка схождения воображаемых линий перспективы была внутри рамки. Иначе взгляд смотрящего «убежит» из фотографии. И напоследок – очень важный парадокс творческой фотографии: «Нарушение правил в удачном снимке является на самом деле их скрытым выполнением».

Надеемся, что скоро вместо проблем, с которых мы начинали разговор, наши читатели услышат другой комментарий к своим работам: «А где были сняты такие интересные кадры? Неужели там-то?! Сколько раз был и не замечал такого!».

композиция


Фотограф не определился, что в кадре важнее: фронтон костела или колокольня. Линии перспективы уходят за пределы снимка.


композиция


Перспектива - основной декоративный прием на этом фото.


Избегайте посторонних деталей.


композиция


Постарайтесь сосредоточить кадр на одном объекте.


композиция


Хаотичный ритм темных линий стволов и пятен световых бликов мешают восприятию снимка.


композиция


Перспектива помогает выделить главный объект


композиция

Рекомендуем почитать по этой теме
Обзор макровспышки Nissin Macro flash MF18
Использование мультивспышки
Эффективное применение кривых RGB Lightroom
Сохранение макета печати как файла формата JPEG
Добавление к слайд-шоу музыкального фона
Как формируется изображение: Тени