Детский портрет. Съемка в помещении. Часть 2

Теперь о вспышке. Никогда не фотографируйте ребёнка со вспышкой ближе пяти метров, особенно в тёмном помещении! Даже взрослый человек будет ослеплён, а ребёнку можно нанести действительную травму сетчатки глаз, когда в темноте в паре метров от него прямо в лицо срабатывает яркая вспышка. Уж испугается он точно, а положительного результата Вы наверняка не получите – ни по сюжету, ни по экспозиции.

На близком расстоянии вспышка, в большинстве случаев, даст передержку на всех светлых местах снимка – на лице, на светлой одежде и т.д. Выглядеть эти места будут такими яркими пятнами без признаков полутеней.

Ещё одна особенность вспышки: близкие объекты она освещает в несколько раз ярче, чем удалённые, и не прямо пропорционально этому расстоянию. Человек в двух метрах от Вас будет освещён вспышкой в несколько раз больше, чем другой человек в четырёх метрах. Да и автоэкспозиция измеряет освещённость обычно суммарную (на более дорогих фотокамерах есть разные дополнительные режимы замеров). На фотографии это будет выглядеть так: засвеченное лицо первого, и тёмные очертания заднего. Это ещё одна причина, по которой использование вспышки, как единственного источника света, обречено на неудачу.

Другая причина состоит в том, что автоматическая экспозиция со вспышкой существенно увеличивает время с момента нажатия пуска до непосредственной съёмки. Обычно происходит это так: Вы прицелились, нажали на пуск, фотоаппарат сделал пробную вспышку с замером освещённости, в этот момент ребенок закрывает глаза или просто отворачивается, и вот тут-то происходит основная вспышка и съёмка.

Повторные дубли при таком сценарии не сильно помогают – это становится вопросом удачи. Да и время между снимками увеличивается, пока вспышка вновь не зарядится.
Ещё у большинства фотокамер есть функция удаления красных глаз. Насколько она хорошо работает, зависит скорее от конкретной модели фотокамеры, но в любом случае она также увеличивает время съёмки. Этой функцией можно пользоваться при съёмке портретов неподвижных и готовых к этому людей. А для получения хороших фотографий юрких детишек лучше её отключить. Красные глаза «дракончиков» в большинстве случаев можно с успехом убрать позже, при редактировании на компьютере.

Вот по совокупности этих (и некоторых других) причин, мы с Вами и подготавливали в комнате более яркое и равномерное освещение. Современные матрицы, даже у недорогих фотокамер, более чувствительные, чем фотоплёнки прошлого, и нашей подготовки должно хватить для хороших фотографий. В ряде случаев, теперь можно использовать и заполняющую вспышку, как дополнительный источник света. Вердикт: используйте фотовспышку только как

дополнительный источник света!

Особенности освещения для портретной съёмки не является темой этой книги. Сейчас наша задача сделать хорошие документальные кадры. Если ситуация со светом совсем безвыходная, то можно уменьшить отрицательный эффект от вспышки, поставив на неё рассеивающий фильтр.

На недорогих фотокамерах он не предусмотрен конструкцией, но можно воспользоваться белой салфеткой, или полиэтиленовым пакетом, сложенным в два-три раза. Оторвите небольшой кусочек нужного размера, и любым способом приклейте к фотоаппарату так, чтобы окошко вспышки было закрыто. Следите, чтобы салфетка не прикрывала объектив.

Ещё один способ состоит в том, что бы на вспышку поставить отражатель, направляющий поток света в белый потолок (если помещение открытое, то этот способ не актуален). Приклейте чуть ниже фотовспышки серебряную фольгу от шоколадки под углом примерно в 45 градусов. При срабатывании фотовспышки получится мягкий рассеянный свет, отраженный от белого потолка.

При таком способе автоматика камеры (особенно прошлых выпусков) может некорректно отработать экспозицию, и Вам обязательно надо будет сделать несколько пробных снимков, с разной выдержкой (или диафрагмой). Если на автоматическом режиме Вам не удаётся сделать хороший снимок ребёнка – фото получаются нерезкими или смазанными, в нужный момент фотоаппарат не успевает срабатывать – то надо переходить в ручные настройки.

Ручные настройки могут сильно отличаться у разных моделей фотокамер - и по функциональности, и по результату полученного снимка. Поэтому дать универсальный рецепт практически невозможно, и совсем без экспериментов тут Вам не обойтись. Но основные принципы настроек всё равно очень похожи, и руководствуясь ими, Вы сможете сделать оптимальные настройки и на своём фотоаппарате.

Детский портрет. Съемка в помещении. Часть 1
Детский портрет. Съемка в помещении. Часть 2
Детский портрет. Съемка в помещении. Часть 3
Просмотров: 1 678