Приемы спецэффектов

Спецэффекты слишком часто представляют просто как удивительные вещи, которые можно делать с картинкой, - разновидность игры. Однако чтобы быть полезным в фото­графии, каждый спецэффект должны иметь свое предназначение. Как только вы это оп­ределите, можно решать, как должна выглядеть окончательная фотография. Звучит ба­нально, но это - основа, важное различие между игрой со спецэффектом и желаемым результатом. Понятно, что я ратую за последний: роль спецэффектов в фотографии - создавать изображения, которые вы, фотограф, замыслили изначально.

При множестве доступных эффектов, от стандартных инструментов редактирования изображений до специализированных программ, главное искусство в цифровых спецэф­фектах - выбор процедур. Положим, чтобы создать плавный переход цветов, вы сначала используете инструмент Градиент (Gradient), затем проходите фильтром Noise (Шум), что­бы избавиться от полосатости, затем применяете Размытие по Гауссу (Gaussian blur), что­бы смягчить переход, затем выборочно смешиваете (blend) с цветовым слоем и так далее. В равной степени эффект даже самого профессионально разработанного фильтра всегда можно улучшить собственной оценкой и настройкой, потому что ни одна спецэффектная программа сама по себе не решает проблем. Каждый проект имеет индивидуальные чер­ты, и одна из худших (и скучнейших) вещей, которую вы можете сделать, - применять фильтры заученно, как на конвейере.

спецэффекты

Определенные ключевые умения в редактировании изображений всегда необходимы для работы со спецэффектами. Это выделение (selection), работа со слоями и каналами, клонирование, рисование масок и размытие. Есть и другие, но эти самые важные и требу­ются чаще всего. Выделение само по себе включает умение работать кистью, вычерчи­вать путь и устанавливать допуск. Его первоочередная важность проистекает из того фак­та, что подавляющее большинство фильтров применяются не ко всему изображению, но лишь к его части, тщательно определенной пользователем.

Выделения хранятся в альфа-каналах (Alpha channels), и некоторые фильтры, напри­мер для теней, не могут без них работать. Альтернатива каналам - хранение выделенных изображений с удаленным фоном в отдельных слоях. Обычно фильтры оперируют одно­временно с одним слоем, так что это - удобный способ ограничивать зону их действия.

Клонирование (cloning) - прием закрашивания части изображения копией другой час­ти и является исключительно эффективным способом удаления с изображения нежелатель­ных элементов, особенно при работе со сложными текстурами вроде листвы, кирпичных стен, волос или ландшафта. Маски (masks) - способ просмотра и изменения выделений (Photoshop, например, позволяет вам переключаться между выделением и маской), уме­лое рисование и работа аэрографом (airbrush) в режиме маски позволяют создавать слож­ные выделения. Размытие важно не столько для создания эффекта расфокусировки, сколь­ко для того, чтобы смягчать границы выделения, переходы цветов (gradients) и различные карты, которые затем используются для модификации изображения.

Приемы в этом разделе сгруппированы, исходя из их результата, что для нужд фотографа важнее, чем род используемых при этом программ. Как случается, некоторые группы эффек­тов, например искажение, используют для своего получения похожие программы, но в действи­тельности это совпадение случайно. Например, распознание контуров всплывает везде, от орга­нических текстур (organic textures) до придания рельефа (embossing). В любом случае интерфейсы обычно скрывают внутренние детали программ. Они могут также прятать и назна­чение. Этим грешат некоторые фильтры КРТ, следуя философии производителя «поиграй со мной». Вы можете не догадываться, что КРТ5 ShapeShifter, подающийся как инструмент для тек­стовых эффектов и кнопок, придает объектам хорошую пластиковую поверхность.

Наконец, опасайтесь стереотипов. Чем специфичнее спецэффектный фильтр - тем вероятнее, что он выдаст узнаваемый результат, поскольку другие уже им пользовались. Стереотипы - анафема для всех, кто ценит оригинальность.

Просмотров: 25