Большинство фотографов предполагает, что особых отличий в технике фотографирования на пленку и полупроводниковую матрицу нет. Тем не менее, практика показывает, что появление цифровой техники несколько изменило идеологию самого процесса фотосъемки. В частности, одной из особенностей цифрового фотоаппарата является необходимость выставления так называемого «баланса белого». Это нужно для того, чтобы все цвета получились на снимке правдоподобно.
Цветовая температура
Баланс белого тесно связан с понятием цветовой температуры. Проведем виртуальный опыт. Предположим, что мы имеем лампу с нитью накаливания из абсолютно черного материала, который поглощает все лучи света. Начальная температура материала -273° по Цельсию (температура абсолютного нуля) или ноль градусов по Кельвину.
Подключим лампочку к электрической сети, выключим в лаборатории свет и начнем постепенно повышать напряжение на нити накаливания. В какой-то момент мы заметим, что нить начала светиться красным цветом. Если замерить ее температуру, она окажется равной 1200° по Кельвину. При увеличении напряжения и повышении температуры нити мы последовательно увидим излучение оранжевого, желтого, зеленого, белого, голубого, синего и фиолетового цветов. Например, желтый цвет — при температуре 3000К, а белый при температуре 5500К. Цветовая температура никак не связана с тепловой температурой реальных источников света. Голубое небо с цветовой температурой 9000К нисколько не горячее пламени свечи с цветовой температурой 1500К.
Цветовая температура удобна для однозначного описания цветовой составляющей освещения в снимаемом сюжете. Если камере сообщить эту температуру, она правильно зафиксирует цвет объектов, поскольку будет знать, какова цветовая температура белых объектов, отражающих свет.
Для точного замера цветовой температуры используют специальное устройство — колориметр. Более простой метод — использование таблиц цветовой температуры. Недостаток таблиц в том, что нельзя учесть изменения цветовой температуры в тени и при смешивании излучения от нескольких источников, что довольно часто встречается в реальных сюжетах съемки.
В фотографии существуют собственные понятия «солнечный свет», «небесный свет» и «дневной свет». Под солнечным светом понимается прямое излучение полуденного солнца, с цветовой температурой примерно 4000К (желтый свет). Свет неба имеет голубой оттенок с цветовой температурой около 7000К. Под дневным светом понимается смесь солнечного и небесного света, цветовая температура такого освещения около 5500К. Но стоит солнцу зайти за облако, как баланс цветовой температуры сразу же смещается в диапазон 6000—7000К. Наоборот, на закате общий баланс цвета смещается в сторону понижения цветовой температуры, иногда вплоть до 3000К.