Основные параметры освещения, влияющие на облик объекта, - характер, направление, контрастность, равномерность, цвет и интенсивность. Наиболее важными из них зачастую являются характер и направление - поскольку ни то, ни другое впоследствии нельзя исправить ни какой-либо настройкой камеры, ни в процессе печати.
Наиболее жесткое освещение создается относительно компактным и удаленным источником света, направленным прямо на объект. Мягкое освещение создается большим, близким и широким источником рассеянного света.
Направление света влияет на то, какие части вашего (трехмерного) объекта окажутся освещенными, а какие - в тени. От него в большой мере зависит передача формы объекта, а также направление и длина теней.
Контрастность освещения следует ограничивать, если вы стремитесь передать детали и в светлых областях, и в тенях. Нередко наилучший способ сделать это - поместить отражатель рядом с затененной стороной объекта либо использовать дополнительный источник заполняющего света.
Чтобы усилить равномерность освещения, следует увеличить расстояние от источника света до объекта либо воспользоваться отраженный или рассеянным светом, чтобы снизить точечный характер освещения.
Цвет освещения, который нередко определяется как цветовая температура (в кельвинах), должен соответствовать вашей цветной пленке либо быть приведен в соответствие с ней посредством цветного фильтра перед источником света либо перед объективом.
Знаменитый симулятор жизни Sims теперь не обязательно покупать на диске или скачивать на компьютер из интернета. Достаточно зайти на сайт http://sims-4-igra.ru/ и играть в Sims 4 после простой бесплатной регистрации. Контролируйте созданного персонажа, создавайте взаимоотношения, стойте дома, ходите на работу… не выходя из дома!
Устройства с лампами накаливания - йодные лампы, фокусируемые прожекторы, отдельные перекалки или крупные источники «оконного» света - обычно имеют цветовую температуру в 3200 или 3400К. Только первые из них можно использовать без фильтра при съемке на цветную пленку для искусственного освещения.
Электронная вспышка годится для того, чтобы создавать жесткий направленный, мягкий отраженный или «оконный» свет; существуют также прожекторные насадки для вспышек и кольцевые вспышки. Студийные вспышки с ручным управлением, снабженные моделирующими лампами, дают возможность заранее оценить эффект освещения. Обычный дневной свет и большинство вспышек годятся для съемки на цветную «дневную» пленку, рассчитанную на 5500 К. Старайтесь одновременно не использовать источники света с разной цветовой температурой, если только вы не добиваетесь специального эффекта.
При освещении объекта старайтесь оценить характер освещения каждого источника отдельно, включая их поочередно. Определите, какую функцию должен выполнять каждый из них. Желательно ничего не усложнять и стремиться к тому, чтобы создать эффект естественного дневного света.
При работе в студии оцените возможность освещения переднего и заднего планов отдельными источниками, так как таким образом будет гораздо легче контролировать эффект построения освещения, описанный выше, чем пытаться заставить один источник освещения правильно освещать и то, и другое.
Учитесь распознавать недостатки естественного освещения - избыточную контрастность, неравномерность, смешанные цвета. Будьте готовы импровизировать для контроля над контрастностью и цветом или вернуться на место съемки в другое время, когда характер и направление света будут подходящими.
Для особых объектов полезны некоторые «рецепты» освещения: например, освещение под углом в 30° для копировальных работ, кольцевая вспышка или стекло под углом в 45° для передачи максимума деталей при макросъемке, освещение фона для прозрачных объектов, полупрозрачный световой ящик для полированных объектов.
Поэкспериментируйте с обычной настольной лампой, калькой и картонкой, освещая простой трехмерный неподвижный объект. Попробуйте получить освещение самого разного характера, от жесткого до очень мягкого.
Снимите в студии белый ящик на белом фоне так, чтобы на снимке получились верх и две стороны ящика. Выберите и расположите осветительные приборы так, чтобы каждая из трех поверхностей ящика имела на снимке свой тон.
Сделайте два снимка либо теннисных мячей, либо яиц. На одном должна быть выразительно передана их округлая трехмерная форма. На втором пусть они выглядят так, как плоские двухмерные диски или овалы. При этом вы не должны менять ничего, кроме освещения.
Сравните облик различных объектов, создаваемый прямым или отраженным светом от вспышки при различных вариантах ее ориентации. Если у вас есть только вспышка с питанием от батареек, прикрепите к ней ручной фонарик и работайте в затемненной комнате, чтобы заранее оценивать результаты. Снимите наиболее интересные варианты.
Составьте натюрморт из двух или трех предметов с матовыми поверхностями нейтрального или бледного цвета, освещенных либо дневным светом, либо лампами накаливания. Установите камеру на штатив. Сделайте парные цветные снимки, демонстрирующие радикальные различия, обязанные каждому из следующих изменений в освещении: (a) характер, (b) направление, (c) контрастность, (d) цвет. Найдите и установите правильную экспозицию для каждого снимка, но больше ничего не меняйте. Сравните результаты.
Соберите примеры портретов из журналов или книг, показывающие различные стили освещения. Попытайтесь воссоздать их в студии. Помните, что тщательное изучение тени от носа и бликов в глазах в большинстве случаев дадут вам ценную информацию.