Фотокопирование
Главная задача при копировании таких объектов с плоскими поверхностями, как фотографии, чертежи и так далее, - обеспечить абсолютно равномерное освещение, не создающее никаких отражений от поверхности оригинала. На рис. 7.28 показан наилучший способ добиться этой цели - следует использовать две лампы, каждая из которых направлена под углом примерно в 30° к дальнему краю объекта. Черная заслонка перед камерой предотвратит появление на снимке отражений от ее блестящих частей (рис. 7.29). При должной тщательности можно произвести фотокопирование даже тех изображений, которые находятся под поверхностью стекла.
Обратите также внимание, что эта базовая установка освещения весьма полезна для освещения заднего плана, когда вам нужно хорошее равномерное плоское освещение. Если фон не слишком сильно отражает свет, вы можете увеличить угол освещения до 45°.
Рис. 7.28 Освещение при съемке плоских объектов. Слева: схема освещения для фотокопирования рисунков и т.д. Лампы установлены под углом 30° к поверхности объекта, будучи расположены от него на расстоянии, не менее чем вдвое превышающем его ширину, и направлены на противоположный край объекта. Черная заслонка перед камерой предотвращает попадание в кадр бликов. В центре: монеты, сфотографированные через тонкое стекло (G), установленное под углом в 45° (см. схему справа). Объектив камеры (С) направлен в туже сторону, что и свет лампы, освещающий объект (S)
Рис. 7.29. Пример фотокопирования фотографом Гордоном Макдональдом из серии Rat Archive, сделанного при участии Кэтрин Мориарти. Гордон использовал технику фотокопирования для документирования всех материалов, которые использовала крыса для создания своего гнезда в нью-йоркских апартаментах Кэтрин
Обратите внимание как падает свет и попробуйте мысленно нарисовать световую схему, которая использовалась при съемке популярных в данный момент кроссовок Nike Air Force http://allshoes.com.ua/
Макросъемка
Иногда при съемке на экстремально близких расстояниях необходимо плоское фронтальное освещение, чтобы запечатлеть все мельчайшие детали на монете и прочем или точно передать устройство объекта с углублениями - такого как механизм часов или электрическая цепь. Иногда здесь годится кольцевая вспышка, но можно также работать с листом чистого тонкого прозрачного стекла, установленного под углом 45° между камерой и объектом. Прожекторная насадка с тубусом или аналогичный источник жесткого света размещены сбоку под прямым углом, чтобы свет отражался от стекла и падал прямо на объект, будучи направлен точно так же, как и объектив (см. рис. 7.28).
Прозрачные и полупрозрачные объекты
Стеклянную посуду и т.п. нередко лучше всего освещать сзади. Либо используйте большой белый фон, помещенный за объектами и равномерно освещенный всеми вашими источниками, либо направьте источники на саму посуду сбоку или сзади так, чтобы фон оставался темным. При первой схеме стекло на снимке выходит темным силуэтом на преимущественно светлом фоне, при второй - белым силуэтом на темном фоне. Если у посуды блестящая поверхность, можно подчеркнуть это, добавив прямоугольный источник света, направленный спереди, и имитирующий отраженный свет от окна.
Сильно отражающие поверхности
Такие объекты с зеркальными поверхностями, как полированные серебряные или хромированные сосуды, ложки или подносы, создают особые проблемы при съемке (рис. 7.30). В них может подробно отражаться обстановка всей студии, мешая правильно воспринимать форму объекта. Можно обработать их матовым спреем (от специальных производителей периферии для фотографов, таких как Tetenal, до обычного лака для волос), но тогда они будут выглядеть матовыми, а не блестящими, и это может повредить объект. Нередко наилучший выход - поместить объект под большой, желательной бесшовный полупрозрачный «световой ящик» - например, белый пластиковый пакет или сферу; в роли импровизированного тента также может служить муслин или калька. Прорежьте в нем отверстие, достаточное для объектива камеры, но помните о том, что чем больше фокусное расстояние объектива, тем дальше он может находиться от объекта, создавая маленькое и почти незаметное отражение. Осветите внешнюю поверхность «ящика» с помощью нескольких ламп или разместите над ним единственную лампу, которая будет создавать освещение во время экспозиции, достигающей нескольких секунд (рис. 7.31).
Рис. 7.30 Освещение стеклянной посуды. Слева: использование отдельно освещенной белой поверхности, установленной на некотором расстоянии от бокалов, помогает вы делить силуэты. Прожектор, свет от которого не попадает на сами бокалы, освещает белую картонку, и отраженные от нее лучи света подчеркивают округлость и блеск бокалов. Справа: та же композиция освещена по-иному с целью придать стеклу более нежный прозрачный вид. Серый щит закрывает фон напротив камеры, а мягкое освещение направлено через бокалы сбоку и сзади. Передняя отражающая поверхность возвращает часть света, помогающего передать форму и поверхность бокалов
Рис. 7.31 «Световой ящик». Для этого снимка серебряной посуды был использован большой лист кальки, равномерно освещенный установленными сверху лампами. В данном случае, чтобы предотвратить появление темных отражений на блестящей поверхности посуды, камеру установили за листом белого картона, в котором проделали отверстие для объектива