Полностью контролируемое освещение

Если вы работаете в студии или на какой-либо иной территории, которой вправе распоряжать­ся по своему усмотрению, постарайтесь для освещения своего объекта пользоваться лишь од­ним источником (или добиться такого ощущения, используя несколько приборов). При уста­новке света включайте осветительные приборы по очереди - каждый из них должен играть свою роль. Камеру установите на штативе, чтобы можно было проверять результаты с этой точки съемки всякий раз, как вы измените освещение.

Начните с полной темноты, затем включите главный источник света (жесткого или мягко­го) и подыщите для него наилучшую позицию. Если вы хотите запечатлеть лишь одну текстурированную поверхность - например, образец ткани или старую деревяшку - попробуйте направить жесткий свет скользящим к объекту. Скользя по поверхности, свет подчеркнет ее текстуру и неровности. Но старайтесь не допускать того, чтобы один край был освещен значительно сильнее, чем другой - в этом случае отодвиньте источник света подальше.

Единичный жесткий источник света, вероятно, превратит углубления на поверхности в бесформенные провалы. Кроме того, если в кадре имеются другие поверхности, расположенные под иными углами, некоторые из них могут совершенно потеряться в тенях или выйти неузнаваемыми. Один из вариантов - воспользоваться вторым, заполняющим источником света, но так, чтобы не создавать дополнительный набор резких теней, иначе фотография будет выглядеть по­становочной. (Мы привыкли видеть мир освещенным одним солнцем, а не двумя.) Попробуйте воспользоваться сильно рассеянным светом - например, отразить часть света от первого источ­ника белой картонкой - в таком количестве, чтобы сами тени остались, но находящиеся в них детали оказались различимыми. Отражатель должен быть достаточно большим, и, вероятно, его придется установить рядом с камерой, чтобы отраженный свет заполнил все тени, присутствую­щие в кадре. Если таким образом не удастся создать достаточное заполняющее освещение, по­пробуйте осветить отражатель отдельным источником. Другой вариант - поменять основной источник жесткого света на более мягкий, например с помощью рассеивателя.

разнообразие источников студийного света


Подарите ребенку счастье – щенок кавказской овчарки будет расти вместе с вашим малышом и по мере взросления превратиться в лучшего друга, который будет оберегать и защищать своего владельца на протяжении всей своей жизни. Подробнее о породе читайте на сайте любимыйпитомец.рф/кавказская-овчарка/

 

Если на вашем снимке имеется далекий фон, его можно независимо осветить третьим источником (возможно, ограничив его свет шторками), чтобы отделить эту поверхность от главного объекта на переднем плане. Опять же, следите за тем, чтобы прямой свет не попадал в другие места и не создавал неестественные пересекающиеся тени. По сути, когда в одном ка­дре присутствуют самые разные объекты и отдельные плоскости, весьма рекомендуется ис­пользовать один большой источник мягкого направленного света (расположенный сбоку и/или сверху). Такой моделирующий свет не будет создавать чрезмерных контрастов и слож­ного узора теней, придавая кадру естественный вид, подобно рассеянному дневному свету из большого окна или двери (см. рис. 7.26).

освещение сложного натюрморта

Рис. 7.26 Сложные натюрморты можно освещать так, чтобы выявлялись формы, но без путаницы теней, с помощью крупного источника рассеянного освещения, помещенного сверху и сбоку от объекта. В данном случае был задействован свет из окна сверху слева наряду со вторым источником рассеянного света справа

Многое из вышесказанного относится и к съемке портретов в студии. Выберите точку съем­ки и позу модели, а затем определите направление главного источника света, особое внимание уделив тени от носа и глазам. При положении лица в три четверти (рис. 7.27) тщательно про­думайте, какая часть лица должна быть освещена - большая или меньшая. Определите, следует ли восстанавливать с помощью отражателя детали, попавшие в тень, и если да, то в какой сте­пени. Если вы хотите подчеркнуть интересный силуэт, можно неровно осветить фон - так, чтобы самые темные части сидящей фигуры оказались на светлом фоне, и наоборот.

 

схемы построения освещения

Рис. 7.27 Построение освещения. Слева: один источник рассеянного света, установленный в той стороне, куда смотрит сидящий человек. В центре: добавлена вторая лампа, чтобы осветить часть фона и показать силуэт головы методом тонального взаимо­обмена. Слева внизу: мягкий заполняющий свет, отраженный от большой матово-белой поверхности, высвечивает некоторые детали в тени

Можно даже добавить дополнительный маломощный или удаленный точечный источник, расположив его сверху и сзади, чтобы создать светлый ореол вокруг волос, плеч или рук. Одна­ко схема света при этом может получиться слишком сложной, и модель окажется словно в смирительной рубашке - нельзя допустить, чтобы она переместилась больше, чем на несколько сантиметров, из опасения разрушить чрезмерно изощренную световую конструкцию, и в результате люди на портретах выходят одеревенелыми, скованными. И напротив, чем проще ваше освещение, тем большее внимание вы можете уделить выражению и чувствам снимаемых людей.

Данный подход к освещению относится и к лампам накаливания, и к вспышкам. Моделиру­ющая лампа в студийной вспышке позволит вам составить точное представление о виде кадра при комфортном уровне освещения, которое при включении вспышки изменит лишь свою интенсивность.

Просмотров: 37