Нередко при работе с естественным освещением вам приходится каким-либо образом модифицировать его. При черно-белой портретной съемке на улице прямой солнечный свет может оказаться слишком жестким и контрастным, однако характер света полностью изменится, если вы переместите ваш объект в тень от здания. Однако на цветном снимке при этом появится неприемлемый синеватый оттенок, поэтому лучшим вариантом будет остаться на солнце, но работать поблизости от белой стены либо воспользоваться отражающей поверхностью или хотя бы листом газеты, чтобы осветить затененную сторону объекта. Еще один способ смягчить резкие тени при съемке близкорасположенных объектов, например при портретной съемке, - воспользоваться заполняющим светом вспышки, встроенной в камеру. Поскольку эта вспышка наверняка питается от батареек, вы не сможете увидеть полученный эффект, если только не снимаете цифровой камерой или не используете материалы для моментальной съемки, и поэтому для получения нужного результата следует тщательно подбирать экспозицию.
Дополнительный свет нередко оказывается необходим во время съемки интерьеров при естественном дневном освещении. При этом возможен чрезмерный контраст между освещенными окнами и соседними фрагментами, а также другими частями комнаты. Эту проблему можно решить, направив мощный источник света на потолок или стену, остающиеся за пределами кадра, чтобы поднять освещенность затемненных мест до такого уровня, при котором на пленке уже воспроизводятся детали при экспозиции, оптимальной для более светлых областей (рис. 7.24).
Рис. 7.24. Как дополнить неровное естественное освещение, (a) Снимок при верной экспозиции для освещенных дневным светом частей комнаты: выдержка в 1/60 при диафрагме f/8. (b) Свет вспышки отражается от потолка над камерой, установленной на режим автовспышки. В результате передний план вышел пересвеченным. (c) Вспышка расположена так же, как в варианте (d), но установлена на ручной режим, и ее мощность уменьшена вчетверо по сравнению с нормальной. Установки экспозиции такие же, как в (а). Результат - реалистичное сочетание дневного света и вспышки в пропорции 4:1
Для гостей культурной столицы нашей родины – города Санкт-Петербург, при планировании поездки в первую очередь стоит вопрос – снять номер в гостинице или обратиться за помощью к услугам риелторов компании piter.rent для посуточной аренды квартиры. Рекомендуем вам остановиться на последнем варианте, ведь снимая квартиру под ключ вы можете быть уверены – ваш отдых пройдет комфортно и непринужденно.
В роли этого источника искусственного света могут выступать переносные йодные лампы или вспышка. Если вы снимаете в цвете, снабдите вспомогательные лампы накаливания фильтрами, приводящими их в соответствие с дневным светом, и следите за тем, чтобы свет не отражался от цветных поверхностей. Иногда слабо освещенный интерьер ради снижения контрастности удается «окрасить светом», перемещая лампу по широкой дуге поверх камеры во время длительной экспозиции.
Сочетание имеющихся источников света, отличающихся различной цветовой температурой, всегда создает проблему при съемке в цвете. Возможно, вам придется отключить или экранировать большинство источников одного типа, а другие использовать с соответствующими фильтрами или снимать на соответствующую пленку. В противном случае решайте, какой из двух типов источников создаст наименее неприятный эффект при отсутствии цветокоррекции. Сцена, частично освещенная дневным светом, а частично - лампами накаливания, обычно лучше всего получается при съемке на дневную пленку. Теплый оттенок, который получается в местах, куда попадал свет ламп накаливания, более приемлем, чем синева, которую дневной свет создает на пленке для искусственного освещения. Однако многое зависит оттого, какой фрагмент вы считаете ключевым для вашего снимка (см. рис. 7.25).
Рис. 7.25 Смешанное освещение. Месса проводится у алтаря, освещенного лампами накаливания, в то время как окружающий интерьер освещен дневным светом. В данном случае наилучшим решением была съемка через фильтр 80А, синий фильтр для дневной пленки, или применение пленки для искусственного освещения, если это возможно. Во всех случаях основной фрагмент будет иметь верный цвет, но другие области приобретут заметный синеватый оттенок. При съемке на дневную пленку без фильтра центральная область получится оранжевой, а окружающие фрагменты выйдут в правильном цвете