Тщательно продумайте, какую задачу по отношению к объекту съемки реально должно решить ваше освещение, помимо того чтобы обеспечить удобное время экспозиции. Возможно, оно призвано подчеркнуть формы и текстуру поверхности нового здания (рис. 7.22) или небольшого продукта, снимаемого в студии. Оно может усилить черты персонажа на выразительном человеческом портрете или смягчить морщины на лице старика (рис. 7.23). Освещение нередко представляет собой наилучший способ подчеркнуть один элемент и подавить другие либо выделить окружающие детали по всему кадру. Оно может придать снимку настроение и атмосферу или просто решить техническую проблему, такую как избыточный контраст при естественном освещении.
Рис. 7.22 Направленный вечерний свет поверхностно освещает стену коттеджа Котсуолд. Жесткий свет, направленный под сильным углом, значительно проявляет текстуру. Эффект усиливается тем, что объект съемки находится на одной плоскости
Рис. 7.23. Тот же принцип, что и на рис 7.22, - но в этот раз в такой роли выступает высоко поднятая настольная лампа в темной студии. Обратите внимание на глубину теней
Естественное освещение
Учитесь наблюдать естественное освещение, подмечая, чем вызваны те эффекты освещения, которые вы видите, и как они воспроизводятся на снимке. Например, на мгновение поднимите глаза от этой статьи и обратите внимание на то, как освещено ваше окружение. Жесткое освещение или мягкое, ровное или неровное? Какие области выделяются благодаря направленности освещения, а какие остаются в тени? Подчеркиваются ли какие-либо текстуры или формы? Попробуйте прикрыть глаза и посмотреть через ресницы - при этом тени вам покажутся еще темнее, а контрастность усилится, что даст представление о том, как всё будет выглядеть на окончательном снимке.
Дневной свет. Световой характер дневного света варьируется от чрезвычайно жесткого (прямой свет солнца при ясном небе) до чрезвычайно мягкого (при сплошной облачности). Цвет может меняться от ярко-синего при 18000К, когда ваш объект находится в тени и освещается только светом от синего неба, до оранжевого в 3000К на рассвете и в сумерках - вспомните популярные фотоснимки заката, залитые оранжевым теплым светом. (Цветная пленка строго для «дневного» света рассчитана на точное воспроизведение цветов при 5500К, что представляет собой сочетание прямого полуденного солнца со светом от неба.) Мы с трудом можем заметить такие различия, так как наши глаза и мозг постоянно подстраиваются под внешние условия. Вы можете заметить это наиболее ясно, если встанете в обычной комнате с лампой накаливания в сумеречное время суток. Все выглядит естественным, но если вы взглянете в окно, то мир вокруг будет выглядеть очень голубым. Если вы выйдете наружу, то ваши глаза быстро приспособятся к основному освещению, и с такого положения в окне будет очень оранжевый интерьер комнаты. С практикой вы быстро научитесь понимать, как свет повлияет на ваши цветные фотографии, как вспышка, лампы накаливания и дневной свет связаны с цветовой температурой, измеряемой в кельвинах. Цветная фотопленка для съемки при дневном свете и вспышки сбалансированы на 5500К, чтобы соответствовать освещению полуденного солнца, а фотопленка для съемки в помещении и лампы накаливания сбалансированы на 3200К, соответствуя оранжевому тону рассвета или сумерек.
Что касается направления, то оно, разумеется, изменяется в течение дня, поскольку солнце движется с востока на запад и - если только вы круглый год не находитесь на экваторе - выше всего над горизонтом поднимается в самый длинный день лета. Сознательное использование солнечного света для съемки таких объектов, как архитектура и пейзажи, требует планирования, терпения и удачи, иначе вам не добиться того, чтобы все необходимые условия для съемки осуществились одновременно.
При съемке на улице изменчивый характер естественного дневного света нередко играет большую роль на снимках: оранжевый отсвет солнца на закате может добавить впечатление вечерней атмосферы, когда вам нужно реалистичное впечатление от фотографии.