Свет в электронной вспышке возникает в тот момент, когда в газонаполненной трубке происходит мощный электрический разряд. Вспышка обычно имеет продолжительность в 1 /1000 секунды или меньше и своим цветом соответствует дневному свету. В других отношениях она обладает теми же оптическими свойствами, что и свет лампы накаливания. Существуют две разновидности вспышки - вспышка, встроенная в камеру либо закрепленная на ней, и студийные вспышки, которые можно устанавливать нужным образом аналогично лампам накаливания (рис. 7.15).
Рис. 7.15 Вспышки с питанием от батареек. (a b) Встроенные в компактную и зеркальную камеры. Вспышка на зеркалке установлена над пентапризмой на максимальной дистанции от объектива. (c) Присоединяемые вспышки с поворотной головкой, позволяющей пользоваться светом, отраженным от потолка и т.п. (d) Мощная вспышка «молоткового» типа с поворотной головкой, кронштейном для камеры и отдельным источником питания. Все эти вспышки создают жесткий свет, если только он не отраженный или рассеянный
В число вспышек, питающихся от батареек, входят крохотные устройства, встроенные в камеру и присоединенные к объективу, присоединяемые к камере вспышки (более мощные и позволяющие изменять их направление, рис. 7.15), а также еще более мощные «молотковые» вспышки, которые прикрепляются на кронштейне сбоку от камеры. Все они обычно оснащены короткими газоразрядными трубками и тщательно отполированными рефлекторами, которые создают жесткий свет при прямом использовании, если только не снабжены каким-либо рассеивателем или не используют свет, отраженный от какой-то поверхности (рис. 7.19). Пластиковая насадка поверх окна вспышки позволяет расширять или сужать световой луч, приводя его в соответствие с угловым полем телеобъектива или широкоугольника. Вспышки, питающиеся от батареек, не содержат в себе моделирующих ламп.
Существует множество интересных эффектов, которых можно достичь с использованием портативной вспышки (рис. 7.16), и вы можете сконструировать (или купить) свою собственную карточку-отражатель, которая будет крепиться к вспышке под углом 45° вместо обычного отражения света от белого потолка. Карточка-отражатель может использоваться на улице, чтобы смягчить вспышку, когда она будет применяться при свете дня или ночью. Поверх головки вспышки также можно установить тубус, и в таком случае вспышка может быть направлена на конкретные места вашего изображения. На рис. 7.17 (автор Дэвид Мур, из серии Die Velvet Arena) вы можете увидеть, как фотограф использовал самый маленький тип портативной лампы-вспышки с кабелем синхронизации вспышки, что позволило ему осветить небольшой участок изображения и впоследствии заказать печать фото максимального качества у своих друзей в фотолаборатории.
Рис. 7.16. Работа Филиппа-Лорка Ди Корсия из серии Heads («Головы»), в которой он снимал людей, идущих по Таймс-сквер, которые не знали о том, что их фотографируют. Свет здесь приглушен, а объектив сфокусирован на расстоянии 20 футов
Рис. 7.17. В этой драматической работе Дэвида Мура из серии The Velvet Arena фотограф использовал портативную лампувспышку на автоматической настройке с кабелем синхронизации вспышки (так, что вспышка удерживалась вручную на расстоянии от камеры), таким образом он смог осветить небольшие выбранные участки фотографии
Студийные вспышки имеют ручное управление и бывают двух видов - с моноголовкой и с отдельным генератором. Вся электроника, а также газоразрядная трубка, смонтированы в одной головке, закрепленной на осветительной стойке (рис. 7.18). Системы с генератором более мощные и дорогие, и их обычно берут напрокат, а не покупают. Электроника и органы управления объединены в один блок, от которого могут питаться несколько головок с газоразрядными трубками на отдельных стойках.
Рис. 7.18 Вспышки для съемки в студии и на выезде, требующие подключения к источнику тока. Каждая оснащена моделирующей лампой накаливания, позволяющей заранее оценить эффект освещения. Слева: вспышка с моноголовкой, которая заключает в себе и электронику, и трубку. Справа: более мощная вспышка с отдельным генератором, который может питать до трех головок. Вспышки обоих типов создают жесткое освещение, если их использовать так, как показано здесь
И та и другая студийные вспышки имеют небольшую моделирующую лампу накаливания в головке. Чтобы выполнять свою задачу и демонстрировать, как будет выглядеть освещение при вспышке, эта лампа своими размерами и положением должна максимально соответствовать свету газоразрядной трубки (рис. 7.19). Свет моделирующей лампы изменяется вместе с мощностью головки, которую можно переключить с полной на частичную. Это важно, когда вы используете несколько головок, установленных на различную мощность (рис. 7.21).
Рис. 7.19 Устройство головки студийной вспышки и вспомогательные приспособления к ней. Слева: моделирующая лампа накаливания, окруженная газоразрядной трубкой. В центре: белый зонтик-отражатель. Справа: софтбокс из прозрачной ткани. Обе эти насадки обеспечивают мягкое рассеянное освещение
Рис. 7.20 Кольцевая вспышка с питанием от батарей. Оправа - типичный расплывчатый темный ободок, получающийся при использовании кольцевой вспышки для съемки объекта, расположенного близко к фону
Рис. 7.21 Устройство типичной студии. Окно снабжено съемной шторой. Главная площадка с бумажным фоном шириной в Зм оснащена вспышкой с софтбоксом («оконный» свет). Отдельная моноголовка снабжена зонтиком. Две перекалки для копировальных работ применяются в сочетании с 35-мм камерой на стойке. Другое освещение, изображенное на переднем плане, включает стрелу с лампой. Регулируемая стойка в центре студии является альтернативой штативу и легко может удерживать даже большую камеру. В пределах удобной досягаемости находятся картонные щиты, стекла, зажимы, клейкая лента и различные инструменты в полках
Характер освещения, создаваемого вспышкой, определяется размером и формой трубки и типом рефлектора или рассеивателя, которым оснащена головка.
В моноголовках используется одна постоянная газоразрядная трубка и рефлектор, к которым существуют различные принадлежности. Генераторная система позволяет выбирать из диапазона готовых головок, имеющих как трубки различных форм, так и всевозможные приспособления, начиная от прожекторной насадки и кончая большим софтбоксом из ткани, создающим эффект очень рассеянного света из окна. Зонтик с белой подкладкой или из полупрозрачного материала может выполнять роль соответственно большого отражателя либо рассеивателя, и при этом очень транспортабелен. Его можно присоединить к генераторной головке или к моноголовке (но удостоверьтесь, что стойка достаточно устойчива, чтобы ее не перевернул ветер или сквозняк; это особенно важно для тяжелых моноголовок).
Имейте в виду, что принадлежности, головки или одно лишь расположение вспышки (например, она может быть направлена на стену или на потолок) могут создать освещение, своим характером соответствующее свету' лампы накаливания. Принципы, лежащие в основе работы вспышки и лампы накаливания, не настолько различны, как может показаться на первый взгляд.