Неравномерное освещение чаще всего становится проблемой, когда вы используете жесткое освещение от прожектора без рассеивателя или вспышкой, установленной слишком близко к объекту, так что части изображения, приближенные к источнику света, гораздо ярче элементов, расположенных дальше. Когда вы удваиваете расстояние до практически точечного источника света, степень освещенности вашего объекта уменьшается в четыре раза. Следовательно, если вы снимаете неподвижный объект шириной 1 метр и освещаете его боковым источником, установленным на расстоянии 1 метра от объекта, то освещенность одной стороны объекта будет в 4 раза ярче (2 ступени), чем другой (см. рис. 7.7). В качестве примера полностью равномерного освещения см. секцию фотокопирования (рис. 7.28 и 7.29), где два источника света одинаковой интенсивности установлены на одинаковом расстоянии на противоположных стороны объекта.
Если вы желаете избежать такой разницы в освещенности (не изменяя характера света), просто отодвиньте источник света, сохраняя его направление на объект. На расстоянии 2 метра разница в освещении составит 1,25 ступени, а на 3 метрах - лишь 2/3 ступени. Альтернативно можно использовать дополнительный источник света, рассеять свет, уменьшить габариты освещенного объекта или расположить наиболее темные, наименее отражающие объекты ближе к источнику света.
Рис. 7.7 Взаимосвязь между расстоянием и равномерностью освещения. Слева: источник жесткого света, установленный под углом из позиции А, расположен слишком близко к объекту - ближайшие части этой модели автомобиля получают в четыре раза больше света, чем самые дальние. Оправа: если переместить источник света в положение С, на втрое большем расстоянии до объекта, это отношение снизится до 1,7. Теперь объект освещен гораздо более равномерно, что облегчает определение правильной экспозиции
Профессиональная видеосъемка клипов от профессионального режиссера и клип-мейкера Валентина Корнийко. Подробнее на сайте korniyko.com/semka-klipov
Рис. 7.8 Цвет распространенных источников «белого света», представленный как цветовая температура в кельвинах (К). Дневная пленка (D) требует синего фильтра 80А при использовании с лампой с цветовой температурой 3200К. Пленку для искусственного света СО при съемке в условиях дневного света или при вспышке следует применять с фильтром 85 В для точного отображения цветов. См. также рис. 9.30
Интенсивность цвета
Большинство источников света, используемых для фотографии, производит «белый» свет, то есть смесь всех цветов. В таких случаях говорится, что у них непрерывный спектр, хотя точное соотношение цветов может сильно разниться: от обычной домашней лампы накаливания, которая производит много света красного и желтого цветов, но мало синего, до электронной вспышки, несущей относительно больше энергии в синем свете, нежели в красном. Как показано на рис. 7.8, большинству источников света может быть присвоена цветовая температура; чем выше показатель (К) кельвинов, тем более синий свет.
При съемке цветной фотографии, особенно цветных слайдов, вы должны быть точны в подборе цветовой температуры света в соответствии с вашей пленкой. Обычно это 5500К (для «дневной» пленки) или 3200К (пленка для лампы накаливания). Альтернативно вы можете использовать окрашенный светофильтр для коррекции цвета источника света в соответствии с вашим типом пленки, например 85В или 80А (их эффект показан на стр. 213). Если весь ваш объект одной цветовой температуры, то выравнивающий светофильтр можно установить на объектив камеры. Если свет смешан - при дневном свете и студийных лампах, например - и вам нужен равномерный плотный свет, то вы можете установить светофильтр на один из источников света, чтобы он совпал с другим, так же как и пленка. Некоторые источники света, такие как уличные натриевые лампы и лазер, не производят полный спектр волн света, и таким образом его нельзя отфильтровать, чтобы получился белый свет. На рис. 7.9 цветопередача от уличного света умышленно использована для усиления настроения фотографии.
Цветовое содержание вашего источника света гораздо менее важно при съемке на черно-белую пленку, хотя сильно окрашенный свет исказит тон цвета объекта (например, при красном освещении синий выглядит и записывается почти черным, а красный - слишком светлым); см. главу 9.
Рис. 7.9 Типичный вид кадра в условиях, когда затененные части объекта получают свет лишь от насыщенного синего неба. Серебристый небоскреб Крайслер-билдинг примерно такого же цвета, что и фон. Чтобы в ер но передать оттенок небоскреба, следует снимать тогда, когда на небе достаточно облаков, отражающих «белый» свет, или выбрать такое время дня или угол съемки
Большая часть матриц цифровых камер может варьировать цветочувствительность. Каждый светочувствительный элемент сенсора имеет перед собой красный, зеленый или синий светофильтр. Специальное программное обеспечение высчитывает цвет изображения в соответствии с тем, сколько света получил каждый пиксель в отдельности. На таких камерах часто есть автоматический баланс белого, который работает как в видеокамере, соотнося содержание цвета окружающего освещения и настраивая цветочувствительность матрицы так, что, скажем, лист белой бумаги всегда выглядит белым независимо оттого, какой цветовой температуры свет.
В пределах определенных лимитов вы можете производить цветокоррекцию позже, используя цифровое программное обеспечение.
Нормальное функционирование каждого современного здания не обходится без различных систем коммуникации, например таких как вентиляция и кондиционирование. Сплит системы инверторные состоят из двух отдельных блоков связанных между собой трубками и имеют много преимуществ в работе.
Интенсивность света
Интенсивность света (яркость) не зависит от контрастности, равномерности освещения и так далее. Это стоит запомнить, так как человеческий глаз часто может быть обманут очень ярким или слабым светом. Настройки экспозиции камеры в сочетании со светочувствительностью пленки или матрицы влияют на яркость вашего изображения. В камере с автоматической настройкой экспозиции уровень яркости света косвенно влияет на глубину резкости и размытие от движения - например, яркое освещение и светочувствительная пленка ведут к малой диафрагме и высокой скорости затвора. Очень блеклое освещение может требовать долгой выдержки, часто в результате выдавая искаженные цвета на цветной пленке.
Интенсивность света, излучаемого студийными лампами накаливания, можно оценить в ваттах, а электронных вспышек - в джоулях или ватт-секундах. Очень мощные лампы - начиная с 1 киловатта и выше -дают столь интенсивный свет, что обычно создают проблемы при использовании в студии. Однако порой очень интенсивное освещение необходимо, например при использовании очень малой диафрагмы для глубины резкости или для освещения большой площади. В таком случае более удачным решением будет использование мощной студийной вспышки.
Интенсивность вспышки можно снизить, установив ее на половину или четверть мощности, причем цвет освещения при этом не изменится. Большинство ручных вспышек измеряют свет, отраженный от объекта, и автоматически контролируют продолжительность вспышки; фактическую световую отдачу можно увеличить еще больше, включив се несколько раз в течение одной экспозиции на длительной выдержке. Наилучший способ ослабить свет от лампы накаливания - воспользоваться нейтральносерой калькой или тонкой металлической сеткой (рис. 7.10) или просто отодвинуть лампу подальше. Яркость лампы можно также уменьшить, снизив напряжение с помощью трансформатора, но это часто неприменимо к цветной фотографии, потому что при пониженном напряжении цветовая температура лампы ниже, и полученные снимки будут иметь красноватый оттенок.
Рис. 7.10 Лампы накаливания, создающие жесткое освещение. Компактные лампы со спиралью (a) используются и в фокусирующемся прожекторе (b), и в открытой лампе с рефлектором (c). Дополнительные принадлежности: шторки (d), проволочная сетка (e), держатель для ацетатных фильтров (f) и конический тубус (g)