Камерофоны
Сегодня камеры есть у большего числа людей, чем когда-либо раньше (рис. 6.10), и фотографий снимается больше, чем когда-либо, немалая часть которых приходится на фотографии с мобильных телефонов. Камеры, встроенные в большинство телефонов, имеют матрицу до 8 Мп, функцию зума, возможность записывать видео и многое другое. Некоторые даже оснащены вспышкой или источником света. Обычно они поставляются с программным обеспечением и кабелем, что позволяет вам загружать ваши фотографии на компьютер или выгружать их беспроводным способом.
Рис 6.10. Цифровые камеры: (верхнее центральное) цифровая однообъективная зеркальная фотокамера, (верхнее левое) видеокамера с возможностью съемки фотографий, (нижнее центральное) камерофон и несколько других цифровых мыльниц
Компактные камеры
Цифровые мыльницы на данный момент наиболее распространены; существуют буквально сотни различных моделей (рис. 6.11). Они бывают разных форм и размеров, от очень маленьких камер карманного размера до более объемных версий с возможностями, сильно приближенными к возможностям зеркалок. Обычно они выглядят и работают образом, очень похожим на работу обычных пленочных мыльниц, но оснащены LCD-дисплеем на задней стенке и ПЗС-матрицей вместо пленки.
Рис. 6.11. Типичная цифровая мыльница. Все цифровые камеры имеют LCD-экран на задней стенке. Экран используется как видоискатель, а через кнопки меню вы можете устанавливать различные настройки, такие как баланс белого, качество (RAW или JPEG) и ISO (светочувствительность)
В большинстве случаев видоискатель - это бесполезный остаток от эры аналоговых камер, часто он очень плохого качества, особенно на камерах нижнего ценового диапазона. На некоторых моделях производители цифровых камер убрали видоискатель вообще, оставив пользователям только LCD-экран для композиции и просмотра фотографий, так как большинство людей склоняются к такому способу композиции кадра. Это позволяет вам использовать оба глаза, но вам следует знать, что LCD-экран потребляет довольно много заряда батареи, и может быть сложно смотреть при некоторых условиях освещенности.
Особенности, представленные в компактных камерах, заметно отличаются: от простых камер формата «навел-снял» до таких, в которых вы можете вручную устанавливать все фф-переменные, от коррекции экспозиции до фокусировки. Как и с любой другой камерой, важно выбрать камеру с хорошим объективом; например, на многих цифровых компактных камерах установлены объективы от Carl Zeiss, Leica и Schneider Kreuznach.
Кнопки навигации рядом с экраном позволяют вам просмотреть отдельное снятое изображение, приблизиться, чтобы убедиться, что оно в фокусе, удалить его или посмотреть небольшие изображения оригиналов фотографий. Здесь вы можете менять любые настройки изображения через меню. Вы можете устанавливать специальные режимы для портретной, ночной съемки, ит. д. На более продвинутых моделях вы можете менять тип файла (RAW, JPEG) и цветовое пространство, в котором вы работаете, а также просматривать гистограмму. Также следует заметить, что почти все цифровые мыльницы страдают от небольшой задержки между нажатием кнопки спуска затвора и съемкой.
Гибридные камеры
На рынке существует ряд цифровых камер, которые не являются ни мыльницами, ни зеркалка-ми, но соединяют в себе качества камер обоих типов. Была проблема в том, что некоторые цифровые зеркалки слишком большие и громоздкие, а функции мыльниц недостаточно хороши. Например, есть одна интересная разработка от Kodak под названием EasyShare, которая позволяет вам устанавливать объективы двух видов; преимущество в том, что одна может снимать с широким углом обзора, а другая - для использования зума без ухудшения качества объектива.
Цифровые однообъективные зеркальные фотокамеры
Цифровые зеркальные камеры выглядят и работают точно так же, как их пленочные вариации. Некоторые являются переработкой непосредственно таких камер, другие же - полностью новые разработки (рис. 6.12). Представлен рад моделей начального, среднего и высокого уровня, предназначенных для профессионального рынка. От ряда компактных камер их отличает возможность заменять объективы и скорость использования. Цифровая зеркальная камера от Nikon, например, обратно совместима с более старыми объективами от Nikon. Это, однако, не дает вам наилучшего взаимодействия камеры с объективом. Для достижения полной гармонии между цифровой зеркальной камерой и ее объективом вам нужно приобрести специальные цифровые объективы. В них встроен цифровой чип, который связывается с камерой, у них улучшенное разрешение и лучше цветокоррекция, и т. д. Одно из основных различий между цифровой зеркальной камерой и цифровой мыльницей - в отсутствии задержки затвора (или заметных задержек; задержки в миллисекундах). Чтобы минимизировать задержки, цифровые зеркальные камеры имеют встроенный буфер, позволяющий снимать последовательно некоторое число кадров подряд. Буфер выступает в роли временного хранилища между матрицей и картой памяти.
Рис. 6.12. (а) Расположение кнопок и шкал на современной цифровой зеркальной камере. Сверху вы сможете найти кнопки для изменения режима, ISO и настроек качества (RAW, JPEG, и т. д.). Большая часть управления очень похожа, если не идентична, на управление аналогичных моделей. (b) На задней стенке камеры есть встроенный LCD-дисплей, на котором вы можете просматривать изображения, удалять ненужные и создавать более сложные настройки
Более современные цифровые зеркальные камеры предлагают владельцам много возможностей вроде записи видео в высоком качестве и визирования по экрану. Визирование по экрану позволяет вам использовать LCD-экран как видоискатель, как это делается с мыльницами. Это позволяет, например, делать фотографии при необычных условиях вроде удерживания камеры над головой, при этом просматривая изображение, которое вы собираетесь сфотографировать.
Средние и широкоформатные цифровые задники
Лидирующее цифровое оборудование в основном ориентировано на профессиональный рынок с соответствующими характеристиками и ценами (рис. 6.13). Такие производители, как Leaf и PhaseOne, выпускают ряд среднеформатных цифровых задников, которые могут быть установлены на камеры Hasselblad, Mamiya и другие как пленочный магазин. Это позволяет вам переключаться между съемкой файлов и пленочных фотографий, используя одну и ту же камеру. Они также производят полностью интегрированное среднеформатное цифровое оборудование, в котором корпус и матрица составляют одно устройство.
Рис. 6.13. (a) 30 Мп среднеформатный цифровой задник, встроенный в камеру Hasselblad. (b) Камера рядом с цифровым и аналоговым задником. Обе практически идентичны в размере и форме
Матрицы ПЗЦ/КМОП в таких камерах имеют тенденцию к размерам 60 х 45 мм или около того. Чтобы использовать такую матрицу на корпусе от Hasselblad, вам нужно установить небольшой пластиковый кадр в видоискатель, чтобы обрезать те части, которые не воспринимаются матрицей.
Более старые модели сканируют изображение при помощи тонкой полоски матрицы наподобие плоскостного сканера или даже делают несколько разных экспозиций с различными фильтрами для замеров красного, зеленого и синего. В двух последних случаях время съемки может занять несколько минут, а не секунд, так что съемка при помощи сканирования или тройной экспозиции ограничена натюрмортами и требует неменяющегося света. Такие сканирующие задники позволяют делать фотографии с гораздо большим разрешением, чем любая другая система, вплоть до 384 Мп.
Матрицы большего разрешения создают файлы большего размера. Сегодня возможно купить среднеформатную цифровую систему, в которую вы можете установить внешний жесткий диск внизу камеры с емкостью до 250 Гб для хранения информации, или вы можете снимать напрямую в компьютер, если работаете в студии.
В конечном итоге среднеформатные и широкоформатные цифровые задники предлагают потрясающую платформу для работы, но по высокой цене. Вам нужно будет не только купить цифровой задник, но еще и соответствующее оборудование, для того чтобы справиться с большими файлами. Если вы уже купили среднеформатную или широкоформатную систему, то всегда возможно использовать цифровой задник параллельно с пленочным без особого труда.