Мягкий свет неоднороден и не распределен равномерно: с одной стороны он всегда бывает более ярким. Эти стволы осин (фото 1) я фотографировал после того, как солнце ушло за горы на западе — справа, как можно судить по снимку. Свет от солнца был бы слишком резким для этого пейзажа, а мягкий помогает снизить контрастность и вместе с тем подчеркнуть округлость и гладкость стволов.
Если небо пасмурное, сверху объект освещен лучше, чем снизу. На этом снимке из Эмералд-Пулс в Национальном парке Зайон (2) я направил объектив чуть вверх, чтобы деревья были мягко освещены сзади. Просвечивающие листья озарил свет преимущественно сзади,контрастность не испортила пейзаж, поскольку небо было хмурым.
Направленный мягкий свет следует использовать так же, как более резкий солнечный: мягкий свет спереди — для съемки цветовых контрастов, мягкий боковой — чтобы показать текстуру и форму, мягкий свет сзади — для съемки просвечивающих объектов.
Отражения
«Вода в ручьях и лужах отражает небо, создавая удивительные эффекты в окружении, имеющем иную цветовую гамму».
Элиот Портер
Лучшие отражения дают освещенные солнцем предметы, отражающиеся в затененной воде. Яркий блеск солнца на поверхности воды уничтожает отражения. Обращайте внимание на горы, холмы и деревья, которые солнце освещает ближе к вечеру, после того, как на воду под ними лягут тени (или, наоборот, по утрам).
Гладкая, как зеркало, поверхность воды прекрасно выглядит,
но ей не обязательно быть таковой. Рябь, отражающая калейдоскоп оттенков,зачастую оказывается более интересной. Короткая выдержка останавливает волны, длинная делает поверхность воды размытой и придает ей красивый лоск.
На первом снимке Гранд-Каньона (3) показана затененная вода, в которой отражаются озаренные солнцем скалы и небо. В этом случае текстурная вода выглядит эффектнее зеркальной.
На втором снимке с востока Сьерра-Невады (4) освещенные солнцем осины отражаются в ручье. Здесь большая выдержка сгладила рябь на поверхности воды.
Кьяроскуро
Кьяроскуро — термин из области живописи, которым описывают резкий контраст между светом и тенью. Среди живописцев, применявших кьяроскуро, одним из самых известных был Рембрандт. В пейзажной фотографии кьяроскуро создается солнцем, светящим сквозь неплотные «рваные» облака.
Солнечные лучи освещают некоторые детали рельефа, на другие падают тени, контрастность возникает, даже если солнце светит из-за спины. Разумеется, нам хотелось бы видеть освещенными наиболее интересные детали. Чтобы увидеть это, требуется точно рассчитать время, запастись терпением и быть удачливым. В моем лексиконе «ожидание» и «фотография»
Зимний восход, Сьерра-Невада со стороны Лоун-Пайна.
Автор — Энсел Адамс.
Энсел Адамс хорошо знал тонкости работы с естественным освещением, благодаря ему он придавал фотографиям эмоциональную глубину. Холодным утром вместе с женой Вирджинией он установил фотоаппарат вблизи Лоун-Пайна, на западных склонах Сьерра-Невады, и стал ждать, когда свет, облака и лошадь будут сочетаться друг с другом. «Лошадь, пасущаяся на заснеженном пастбище, долго, с раздражающим упорством стояла, повернувшись мордой к объективу. Мне удалось сделать несколько экспозиций со светом и тенью, но лошадь не желала отвернуться и получалась похожей на пень». Наконец при очередной смене освещенности лошадь отвернулась, встав в профиль, и Адамс сделал этот снимок. «А через минуту весь этот пейзаж был уже залит солнечным светом, и естественное кьяроскуро исчезло».
При съемках своей первой фотографии в долине Йосемити мне повезло найти почти идеальный баланс солнечных и тенистых участков, с освещенной фокусной точкой — водопадом Брайдалвейл. На втором снимке показано удачное сочетание погоды и освещения, когда солнце восходило над горами Гранд-Титон под пятнистыми облаками.
Цветовая температура
Напомним о технических аспектах цветовой температуры и баланса белого. Некоторые фотографы стремятся запечатлеть совершенно нейтральный баланс белого, однако наша цель — не просто соответствовать неким художественным стандартам, а сделать хороший снимок. Цветовая температура может стать хорошим инструментом для творчества. Общий тон — такой, как голубой или пурпурный, способен создать настроение, разница цветовых температур доставляет эстетическое удовольствие, создает контраст теплых и холодных цветов. Я не стал корректировать голубизну снега на этой ольхе — наоборот, намеренно оставил снег голубоватым, чтобы он контрастировал с теплым золотистым отражением в реке.
Наиболее яркие контрасты цветовых температур возникают на рассвете и на закате. Озаренные солнцем предметы становятся оранжевыми, красными или розовыми, а небо и затененные участки остаются голубыми, как видно на этом снимке скалы Эль-Капитан. Передний,боковой и задний свет наиболее примечательны в начале и в конце дня; угол падения лучей низко висящего солнца создает самые выразительные тени и контрасты, делая колоритным даже самый тусклый и непримечательный объект.
Отраженный свет
Если в Йосемити фотографы ждут грозы и других интересных погодных явлений, их коллеги в Юте надеются увидеть чистые небеса. В юго-западных штатах солнечный свет отражается от красноватых стен каньонов и придает теням красивый янтарный отсвет. В глубине каньона Бакскин-Галч на границе Аризоны и Юты я нашел место, где солнечный свет, отраженный камнем и песком, освещает этот поворот каньона.
Пользоваться преимуществами отраженного света могут не только фотографы в пустыне.
В городах свет отражается от зеркальных стен зданий и придает мистическое сияние улицам. Солнечный свет, отраженный от снега или песка, может озарить дерево снизу.
В начале и в конце дня в любой долине или каньоне можно увидеть, как свет отражается от стен и падает в глубины каньонов, растворяясь в глубоких тенях.