Четыре основных типа света: Мягкий направленный свет

Мягкий свет неоднороден и не распределен равномерно: с одной стороны он всегда бывает более ярким. Эти стволы осин (фото 1) я фотографировал после того, как солнце ушло за горы на западе — справа, как можно судить по снимку. Свет от солнца был бы слишком резким для этого пейзажа, а мягкий помогает снизить контрастность и вместе с тем подчеркнуть округлость и гладкость стволов.

Мягкий направленный свет

Если небо пасмурное, сверху объект освещен лучше, чем снизу. На этом снимке из Эмералд-Пулс в Национальном парке Зайон (2) я направил объектив чуть вверх, чтобы деревья были мягко освещены сзади. Просвечиваю­щие листья озарил свет преиму­щественно сзади,контрастность не испортила пейзаж, поскольку небо было хмурым.

Направленный мягкий свет следует использовать так же, как более резкий солнечный: мягкий свет спереди — для съемки цветовых контрастов, мягкий боковой — чтобы показать текстуру и форму, мягкий свет сзади — для съемки просвечиваю­щих объектов.

Мягкий направленный свет

 

Отражения

«Вода в ручьях и лужах отражает небо, создавая удивительные эффекты в окруже­нии, имеющем иную цветовую гамму».
Элиот Портер

Лучшие отражения дают освещенные солнцем предметы, отражающиеся в затененной воде. Яркий блеск солнца на поверхности воды уничтожает отражения. Обращайте внимание на горы, холмы и деревья, которые солнце освещает ближе к вечеру, после того, как на воду под ними лягут тени (или, наоборот, по утрам).

Гладкая, как зеркало, поверх­ность воды прекрасно выглядит,
но ей не обязательно быть таковой. Рябь, отражающая калейдоскоп оттенков,зачастую оказывается более интересной. Короткая выдержка останавлива­ет волны, длинная делает поверхность воды размытой и придает ей красивый лоск.

Мягкий направленный свет
На первом снимке Гранд-Каньона (3) показана затененная вода, в которой отражаются озаренные солнцем скалы и небо. В этом случае текстурная вода выглядит эффектнее зеркальной.

Мягкий направленный свет

На втором снимке с востока Сьерра-Невады (4) освещенные солнцем осины отражаются в ручье. Здесь большая выдержка сгладила рябь на поверхности воды.

 

Мягкий направленный свет

Кьяроскуро

Кьяроскуро — термин из области живописи, которым описывают резкий контраст между светом и тенью. Среди живописцев, применяв­ших кьяроскуро, одним из самых известных был Рембрандт. В пейзажной фотографии кьяроскуро создается солнцем, светящим сквозь неплотные «рваные» облака.

Мягкий направленный свет

Солнечные лучи освещают некоторые детали рельефа, на другие падают тени, контрастность возникает, даже если солнце светит из-за спины. Разумеется, нам хотелось бы видеть освещенными наиболее интересные детали. Чтобы увидеть это, требуется точно рассчитать время, запастись терпением и быть удачливым. В моем лексиконе «ожидание» и «фотография»

Мягкий направленный свет

Зимний восход, Сьерра-Невада со стороны Лоун-Пайна.
Автор — Энсел Адамс.

Энсел Адамс хорошо знал тонкости работы с естественным освещением, благодаря ему он придавал фотогра­фиям эмоциональную глубину. Холодным утром вместе с женой Вирджинией он установил фотоаппа­рат вблизи Лоун-Пайна, на западных склонах Сьерра-Невады, и стал ждать, когда свет, облака и лошадь будут сочетаться друг с другом. «Лошадь, пасущаяся на заснеженном пастбище, долго, с раздражающим упорством стояла, повернувшись мордой к объективу. Мне удалось сделать несколько экспозиций со светом и тенью, но лошадь не желала отвернуться и получалась похожей на пень». Наконец при очередной смене освещенности лошадь отвернулась, встав в профиль, и Адамс сделал этот снимок. «А через минуту весь этот пейзаж был уже залит солнечным светом, и естественное кьяроскуро исчезло».

При съемках своей первой фотографии в долине Йосемити мне повезло найти почти идеальный баланс солнечных и тенистых участков, с освещенной фокусной точкой — водопадом Брайдалвейл. На втором снимке показано удачное сочетание погоды и освещения, когда солнце восходило над горами Гранд-Титон под пятнистыми облаками.

Цветовая температура

Напомним о технических аспектах цветовой температуры и баланса белого. Некоторые фотографы стремятся запечатлеть совершенно нейтральный баланс белого, однако наша цель — не просто соответствовать неким художе­ственным стандартам, а сделать хороший снимок. Цветовая температура может стать хорошим инструментом для творчества. Общий тон — такой, как голубой или пурпурный, способен создать настроение, разница цветовых температур доставляет эстетическое удовольствие, создает контраст теплых и холодных цветов. Я не стал корректировать голубизну снега на этой ольхе — наоборот, намеренно оставил снег голубоватым, чтобы он контра­стировал с теплым золотистым отражением в реке.

Наиболее яркие контрасты цветовых температур возникают на рассвете и на закате. Озарен­ные солнцем предметы становят­ся оранжевыми, красными или розовыми, а небо и затененные участки остаются голубыми, как видно на этом снимке скалы Эль-Капитан. Передний,боковой и задний свет наиболее примеча­тельны в начале и в конце дня; угол падения лучей низко висящего солнца создает самые выразительные тени и контрасты, делая колоритным даже самый тусклый и непримечательный объект.

Мягкий направленный свет

Отраженный свет

Если в Йосемити фотографы ждут грозы и других интересных погодных явлений, их коллеги в Юте надеются увидеть чистые небеса. В юго-западных штатах солнечный свет отражается от красноватых стен каньонов и придает теням красивый янтарный отсвет. В глубине каньона Бакскин-Галч на границе Аризоны и Юты я нашел место, где солнечный свет, отраженный камнем и песком, освещает этот поворот каньона.

Мягкий направленный свет

Пользоваться преимуществами отраженного света могут не только фотографы в пустыне.
В городах свет отражается от зеркальных стен зданий и придает мистическое сияние улицам. Солнечный свет, отраженный от снега или песка, может озарить дерево снизу.
В начале и в конце дня в любой долине или каньоне можно увидеть, как свет отражается от стен и падает в глубины каньонов, растворяясь в глубоких тенях.

Мягкий направленный свет

Просмотров: 300