Печать фотографии — последний важный этап в передаче своего видения объекта съемки. Адамс говорил: «Я воспринимаю негатив как партитуру, а напечатанный снимок — как исполнение произведения по этой партитуре, передающее эмоциональные и эстетические идеи фотографа на момент экспонирования».
Еще недавно для такого «исполнения» требовалось иметь собственную хорошо оборудованную фотолабораторию, потратить много лет на пробы, ошибки и приобретение опыта. Как будто заново изучать алфавит. Сегодня все, что вам нужно — это компьютер и принтер. Да, опыт по-прежнему необходим для создания отличных снимков, но обучение требует меньших усилий. И если освоить необходимые инструменты способен практически каждый, великие снимки от посредственных всегда будут отделять умение оценивать и видеть. Какой контраст будет достаточным? Должны ли на любом снимке присутствовать белые или черные участки? Насколько велика должна быть насыщенность? Именно в развитии умения оценивать объект съемки нам следует обратиться к опыту мастеров прошлого.
Эти невиданные ранее возможности могут вызвать замешательство. Как их применять? Насколько далеко следует заходить? Стоит ли изобретать велосипед, начиная с нуля?
Нет: несмотря на всю новизну инструментов, базовые принципы фотографии, разработанные Адамсом, Уэстоном и Портером, по-прежнему применимы при съемке цифровой фототехникой.