В Lightroom 3 вы могли импортировать видеоклипы, снятые камерами DSLR, и... ну... это почти всё, что можно было делать. В Lightroom 4 вы можете сделать многое - от обрезки видео до добавления спецэффектов, таких как, как черно-белое тонирование или тональное разбиение, а также массу вещей, применяемых к снимкам (включая использование кривых, добавление контраста, изменения оттенков или стандартные приемы, такие как подбор цвета в нескольких видео). Здесь рассказывается о том, что и как можно делать с видео.
В преддверии нового года самое время порадовать себя любимого замечательным подарком - вертолет на пульте управления http://rc.mrhappy.ru/rc-helicopter/. Эта игрушка не оставит равнодушным ни одного мужчину!
Шаг Один:
Импорт видео в Lightroom осуществляется точно так же, как если бы это был снимок, но вы будете точно знать, что это видео, потому что в нижнем левом углу его миниатюры, когда она находится в окне импорта, виден значок видеокамеры (Lightroom 4 поддерживает большинство главных видео форматов DSLR, и по всей вероятности ваши видео клипы импортируются без проблем). Как только видео оказывается в Lightroom, вы можете сделать по организации всё то, что обычно делаете с изображением (размещение в коллекции, добавление флажков, метаданных, и так далее). Как только видео импортировано, небольшой значок камеры исчезает. Вместо него в нижнем левом углу миниатюры отображается продолжительность видео (как показано здесь, где длина этого видео клипа составляет 5 минут и 56 секунд).
Шаг Два:
Вы можете быстро "пройтись" по видео для просмотра его содержимого, перемещая курсор прямо по миниатюре влево или вправо. Хотя вы при этом не видите все кадры видео, этот прием позволяет оценить содержимое клипа и быстро выбрать клип из двух-трех похожих клипов. Скажем, к примеру, у вас есть несколько коротких клипов с новобрачными, собирающимися разрезать свадебный торт. Чтобы найти тот, где они только приступили к резке (и торт еще не потерял эстетического вида), можно быстро переместить курсор по каждому клипу и найти нужный, не открывая видео.
Шаг Три:
Для просмотра видеоклипа, дважды щелкните его, и он откроется в представлении Loupe (Лупа) (как показано здесь). Чтобы проиграть видео, щелкните кнопку Play (кто бы мог догадаться) в панели управления ниже видео или просто нажмите клавишу "пробел" клавиатуры, чтобы начать/остановить показ. Если, вместо этого, вы хотите пройтись по видео (имитируя ускоренное проигрывание или перемотку), можете просто перетащить движок в панели управления. При проигрывании видеоклипа воспроизводится как видео, так и звук, но регулировка громкости звука в самом Lightroom отсутствует, поэтому приходится управлять громкостью, используя средства компьютера.
Шаг Четыре
Если видео должно быть обрезано (возможно, вы должны отрезать немного концы или подрезать видео таким образом, чтобы оно начиналось спустя несколько секунд, и т.д.), вы можете щелкнуть кнопку Trim Video (Обрезать видео) (небольшой значок шестерни на правом конце панели управления); всплывет окно управления обрезкой (показанное здесь). Есть два способа обрезки. Один способ заключается в том, чтобы просто щелкнуть маркер на каждом конце видеоклипа (в виде двух небольших вертикальных линий II), и перетащить их внутрь, обрезая клип (как показано здесь). Другой способ обрезки состоит в том, чтобы запустить видео, нажимая клавишу "пробел", а затем, по достижении точки, с которой вы на самом деле хотите начать видео, нажать быструю клавишу Shift+ I, которая устанавливает точку начала клипа. По достижении точки, в которой вы хотите закончить клип, следует нажать быструю клавишу Shift+O, которая устанавливает точку конца клипа. Оба способа (перетаскивание маркеров и использование быстрых клавиш) делают одно и то же, так что выберите тот, который вам наиболее подходит.
Шаг Пять
Очень важно знать об обрезке видеоклипов следующее: будучи неразрушающей, она не обрезает видео-оставляя оригинал защищенным. Обрезка применяется к копии, когда вы экспортируете файл (подробности об экспорте позднее), таким образом, хотя экспортируемое видео будет обрезано (и то, что вы увидите в Lightroom, также будет обрезано), вы можете всегда вернуться к оригинальному видеоклипу в любой момент и перетащить назад значки II обрезки (как показано здесь).
Шаг Шесть
Случалось ли вам наблюдать на YouTube видео, загруженное вашими друзьями, на миниатюре которого они изображены с бессмысленно приоткрытым ртом? Не самое эстетичное зрелище, правда? Так происходит потому, что миниатюра выбрана как случайный кадр клипа, отстоящий на какое-то время от начала клипа (если же выбран первый кадр и видео появляется из затемнения, заставка будет просто черной, совершенно не идентифицируя клип). Так вот, в Lightroom имеется возможность выбора, какой именно кадр будет этой миниатюрой ("фрейм постера" в видео-терминологии). Способность выбрать фрейм постера особенно удобна, если у вас есть четыре-пять похожих клипов - вы можете выбрать кадр, самый характерный для всех клипов (этот фрейм постера будет виден в клипе не только в самом Lightroom, но останется в клипе и тогда, когда он экспортирован за пределы Lightroom). Чтобы выбрать фрейм постера, сначала найдите секцию видео, в которой есть подходящий кадр, затем зайдите в панель управления, щелкните и держите нажатой кнопку Кадр (небольшой значок в виде прямоугольника левее кнопки Trim Video (Обрезать видео) в виде шестерни), во всплывающем меню выберите команду Set Poster Frame (Установить фрейм постера) (как показано здесь) - и миниатюра видеоклипа приобретет вид фрейма постера.
Шаг Семь:
Если вы хотите вытащить из видео единственный кадр и превратить его в неподвижное изображение, то проделайте всё то же, что в предыдущем шаге: найдите часть видео, в которой находится неподвижное изображение, затем щелкните кнопку Кадр, но на этот раз выберите команду Capture Frame (Захват кадра). Это создаст второй файл (файл изображения JPEG, точно такой же, как в любом другом снимке) и поместит его в панели Filmstrip (Кинопленка) справа от видеоклипа (как показано здесь). Между прочим, если вы не добавляли это видео к коллекции, взамен описанного произойдет следующее: изображение JPEG сформируете видеоклипом стек. Признаком появления стека является цифра "2" в верхнем левом углу миниатюры (указывающая, что в стеке находятся два изображения). Повторяю, это работает, только если ваше видео не находится в коллекции (как мое здесь).
Шаг Восемь
Умение создать "снимок" неподвижного кадра, как сделанный нами только что, действительно важно, потому что сейчас мы используем этот прием для изучения действительно любопытного материала по применению эффектов к видеоклипам. Теперь, просто из любопытства, щелкните видеоклип и затем нажмите букву D клавиатуры для перехода в модуль Develop (Коррекции). В центральной области превью вы увидите надпись Video is not supported in Develop (Видеомодулем не поддерживается), но не волнуйтесь, неприятности обойдут вас стороной. Нажмите G, чтобы вернуться к представлению Grid (Сетка) модуля Library (Библиотека), а затем взгляните в правую область панелей. Вы видите средства управления на панели Quick Develop (Быстрая коррекция)? Совершенно верно, друзья, мы можем использовать их в нашем видео (пусть не все, но часть самых важных. Чуть позже я покажу вам дополнительные приемы правки).
Шаг Девять
Сделайте так: дважды щелкните видеоклип, затем щелкните три-четыре раза кнопку Contrast (Контраст) в виде двойной стрелки, направленной вправо, и посмотрите на то, как выглядит на экране контрастное изображение. Действие затрагивает не только миниатюру - оно применилось ко всему видео (впечатляет, не так ли?). Вы также увидите, что многие элементы управления редактированием здесь тускло-серые, недоступные, и поэтому невозможно применить все средства панели Quick Develop (Быстрая коррекция) к видео (к примеру, вы не можете применить Clarity (Четкость) или использовать элементы управления Highlights (Света) и Shadows (Тени), но повторяю, чуть спустя я покажу вам, как задействовать, кроме рассмотренных, по крайней мере, еще некоторые элементы управления.
Шаг 10
Итак, хотя можно применить целиком ко всему видео такие виды правки, как изменение баланса белого (практично ли это?!), или повышение или понижение яркости всего видеоклипа, используя Exposure (Экспозиция), или красочность при помощи элементов управления Vibrance (Сочность), вероятно, есть еще много вещей, которые вы хотели бы сделать и которые доступны в модуле Develop (Коррекции), верно? Да! Но мы только что узнали, что модуль Develop (Коррекции) не поддерживает видео, не так ли? Так. Так что нам делать? Мы прибегнем к обману. Есть замечательный обходной прием, который позволяет использовать много больше (хотя и не все) элементов управления модуля Develop (Коррекции), вытаскивая единственный кадр из видео, обрабатывая его в модуле Develop (Коррекции), корректируя его там с использование всех средств, от панели Tone Curve (Тоновая кривая) до HSL, а при применении этих коррекцией, то же редактирование применяется ко всему видео в реальном времени. Ловкость рук и никакого мошенства.:) Итак, давайте испытаем метод. Щелкните кнопку Reset All (Сбросить все) внизу панели Quick Develop (Быстрая коррекция), затем захватите кадр где-нибудь в видео (выбрав команду Capture Frame (Захват кадра) из всплывающего меню Кадр), а затем, когда изображение JPEG появится внизу, в панели Filmstrip (Кинопленка) рядом с видеоклипом, нажмите клавишу D, чтобы перейти в модуль Develop (Коррекции).
Шаг 11:
Теперь используйте функцию Lightroom Auto Sync (Автосинхронизация), которая любые эффекты, примененные вами к одному изображению, применяет ко всем другим выбранным изображениям (и даже к видеоклипу, как в нашем случае). Давайте поупражняемся. Внизу, в панели в Filmstrip (Кинопленка), щелкните неподвижное изображение, а затем щелкните Ctrl+щелчок-мыши (Мае: Command+щелчок-мыши) видеоклип, тем самым, выбрав их оба. Удостоверьтесь, что выключатель Auto Sync (Автосинхронизация) в нижней части правой области панелей включен (он выделен здесь красным кружком). Теперь можно корректировать White Balance (Баланс белого), Exposure (Экспозиция), Contrast (Контраст), Vibrance (Сочность), и проч. Можно использовать панель Camera Calibration (Калибровка камеры), сделать изображение черно-белым, добавить эффект двухцветного тонирования или раздельного тонирования, использовать Топе Curve (Тоновая кривая) - в общем, сделать всё, что сочтете нужным, и эти изменения автоматически применятся также к выбранному видео. Не слабо, а? Здесь, я уменьшил Temperature] (Температура) и Tint (Оттенок) до -40, уменьшил Contrast (Контраст) до -20 и уменьшил Vibrance (Сочность) и Saturation (Насыщенность) до -30. Затем я зашел в панель Color (Регулировка цветов) (панель HSL/Color/B&W (HSL/Цвет/Градации серого)), уменьшил Red Saturation (Насыщенность - Красный) до -40 и увеличил Red Luminance (Светимость - Красный) до +10, чтобы исключить потерю изображения в светах. (Примечание: может потребоваться одна-две минуты, пока коррекции не проявятся в миниатюре видео в панели Filmstrip (Кинопленка)).
Шаг 12:
Ну а как поступить, если вы создали замечательную коррекцию и считаете, что будете снова использовать точно такую же в другом видеоклипе? Сохраните ее как пресет, и впоследствии вы можете применить ее одним щелчком панели Quick Develop (Быстрая коррекция) в модуле Library (Библиотека). Чтобы сохранить пресет, зайдите в панель Presets (Параметры пресетов) (в левой области панелей модуля Develop (Коррекции)) и щелкните кнопку + (плюс) на правом конце заголовка панели. Когда появится диалоговое окно New Develop Preset (Новый пресет коррекции), сначала щелкните кнопку Check None (Сбросить выбор), затем установите галочки в окошках для коррекций, которые вы только что внесли, дайте пресету описательное имя и щелкните кнопку Create (Создать) (как показано здесь).
Шаг 13
Далее, теперь, когда у нас есть пресет, давайте научимся его использовать. Щелкните кнопку Reset (Сбросить) в нижней части правой области панелей, затем нажмите G для перехода к представлению Grid (Сетка) в модуле Library (Библиотека) и дважды щелкните видеоклип. Затем зайдите во всплывающее меню Saved Preset (Сохраненный пресет) панели Quick Develop (Быстрая коррекция) (вверху панели), зайдите в список User Presets (Пользовательские пресеты) и увидите пресет, который только что сохранили. Выберите этот пресет, и теперь этот эффект будет применен ко всему вашему видео (если открыта панель Trim Video (Обрезать видео), как у меня здесь.
СОВЕТ: Что невозможно применить к видео
Невозможно добавить Clarity (Четкость), Highlights (Света) или Shadows (Тени) из панели Basic (Основные) модуля Develop (Коррекции), ничего из панелей Lens Corrections (Коррекция объектива) или Effects (Эффекты), а также невозможно использовать Adjustment Brush (Кисть коррекции). Вас может вводить в заблуждение то, что эти ползунки не окрашены в тускло-серый цвет и доступны для коррекции. Но на самом деле здесь они корректируют только неподвижное изображение, а видео при этом корректироваться не будет. Как же узнать, будет ли то, что вы делаете, применено к видео - при синхронизации или как пресет? Один способ заключается в том, чтобы следить при редактировании за миниатюрами в панели Filmstrip (Кинопленка). Если вы видите, что изменяется только одна миниатюра (файл изображения JPEG), то коррекция к видео не применима. Другой точный способ узнать это - сохранить коррекции в пресете. Обратите внимание на все недоступные опции, тускло-серого цвета, в диалоговом окне New Develop Preset (Новый пресет коррекции) в Шаге 12. Эти коррекции, даже если вы их сделали, не будут применены к видео.
Шаг 14:
Помните, что все правки, которые вы здесь делаете, являются "неразрушающими", так что, если вы применили эти эффекты к видео, а потом (сразу или через год) решили, что они вас не устраивают, вы можете удалить все эти эффекты, щелкая кнопку Reset All (Сбросить все) внизу панели Quick Develop (Быстрая коррекция) (выделенную здесь красным овалом).
Шаг 15:
Получив видео в желаемом виде, вы, вероятно, захотите сохранить его вне Lightroom, например, для публикации (или чтобы открыть в программе редактирования видео как часть большего видеопроекта). Хотя вы не сможете отослать видео по электронной почте прямо из Lightroom (скорее всего, размер файла будет слишком большим для электронной почты), вы можете отправить видео в Facebook или Flickr, используя пресеты Export (Экспорт) (см. Главу 9 об использовании этих экспортных пресетов, но я думаю, вам будет полезно знать, что они действительно поддерживают пересылку видео непосредственно из LR4). В противном случае, щелкните видеоклип, который вы хотите экспортировать, затем щелкните кнопку Export (Экспорт) внизу левой области панелей (как показано здесь).
СОВЕТ: Предпочтения для видео На самом деле есть только два предпочтения видео, и они находятся в диалогом окне Library View Options (Опции отображения Библиотеки), в закладке Loupe View (Лупа). (Чтобы открыть окно, нажмите Ctrl+J (Mac: Command+J) или выполните команду меню View > View Options (Вид > Опции отображения)). В нижней секции General (Основной) галочка в окошке Show Frame Number When Displaying Video (Показывать номер кадра в момент отображения видео) делает точно то, что написано - добавляет номер кадра рядом со временем (какая скука). Галочка в самом нижнем окошке Play HD Video at Draft Quality (HD-Video в полном разрешении), обеспечивает плавность воспроизведение видео, даже если компьютер не очень быстрый - за счет уменьшения разрешения и ухудшения качества в режиме чернового видео, которые требуют меньше ресурсов при показе видео в реальном времени, чем версия в полном разрешении - full HD.
Шаг 16:
В диалоговом окне Export (Экспорт файла), если его прокрутить немного вниз, можно видеть область, относящуюся к экспорту видео (показанную здесь). После щелчка видеофайла для его экспорта галочка в окошке Include Video Files (Включить видеофайлы) должна устанавливаться сама собой, таким образом, вам остается сделать простой выбор двух параметров: (1) Формата видео, в котором вы хотите сохранить свой клип. Я использую Н.264, поскольку это широко поддерживаемый формат и он сжимает файл, не сильно проигрывая (или вообще не проигрывая) в визуальном качестве (примерно так, как JPEG в файлах изображений), но конечно, степень сжатия зависит от (2) выбранной настройки Quality (Качество). Если вы намерены опубликовать видеофайл где-нибудь в сети (на YouTube, Animoto и др.), тогда следует, скорее всего, выбрать качество ниже, чем Мах (Макс.) (после выбора из меню параметра качества, справа появятся данные о физическом размере кадра и частоте смены кадров в секунду, давая представление о каждом значении параметра качества). Однако если видео предназначается для видеоредактирования в специальной программе, следует выбирать качество Мах (Макс.).
Шаг 17:
Прежде, чем вы перейдете к другим разделам книги, я хотел дать вам несколько практичных примеров видеоредактирования в Lightroom. Я очень часто корректирую цвет кожи, придавая ей теплоту. Хотя мы устанавливаем надлежащий баланс белого для видео, используя белую карту (а не серую карту, как для неподвижных снимков), такой баланс белого, будучи формально точным, немного смещен в холодные тона, и люди, как правило, выглядят лучше при небольшой коррекции в сторону более теплых оттенков. Поэтому, фиксируя "снимок" неподвижного кадра видео, переходя в модуль Develop (Коррекции) и перетаскивая ползунок Temperature] (Температура) влево, к желтым цветам, можно сделать тона кожи людей в видео визуально намного приятнее. Убедитесь, что при правке неподвижного кадра вы включили функцию Auto Sync (Автосинхронизация) и выбрали видео в панели Filmstrip (Кинопленка).
Шаг 18:
Еще одной очень важной коррекцией является согласование цвета в нескольких видеоклипах, особенно важное, если вы собираетесь соединить эти клипы в видеоредакторе. Самый быстрый способ сделать это - захватить неподвижный кадр в одном видео, открыть его в представлении Loupe (Лупа), затем переместить этот кадр перед всеми видеоклипами, и тут же в модуле Library (Библиотека) использовать элементы управления White Balance (Баланс белого) в панели Quick Develop (Быстрая коррекция) для коррекции неподвижного кадра, и у всех выбранных видеоклипов теперь будет установлен один и тот же баланс белого. Убедитесь при этом, что внизу правой области панелей включен выключатель Auto Sync (Автосинхронизация).
Шаг 19
Если вы хотите придать видео вид, более похожий на кинофильм, можете увеличить контраст, зайдя в модуль Library (Библиотека), щелкая видеоклип, а затем увеличить контраст, щелкая несколько раз кнопку Contrast (Контраст) в виде двойной стрелки, направленной вправо; потом сделайте то же самое с Vibrance (Сочность) для придания видео вида в стиле "поп". Это повседневные виды правки, но конечно, есть и другие вещи, такие как спецэффекты, которые также легко сделать. Например, как вы посмотрите на то, чтобы перекрасить видео в черно-белый цвет, но сохранить какой-либо выбранный цвет во всем видео? Чтобы сделать это, захватите неподвижный кадр, затем перейдите в модуль Develop (Коррекции). Щелкните на изображении точку с цветом (например, красным), который вы хотите сохранить, затем зайдите в панель HSL и вверху нее щелкните Saturation (Насыщенность). Затем щелкните инструмент Targeted Adjustment Tool (Инструмент целенаправленной коррекции - ТАТ) (слева вверху панели - он выделен на нижнем рисунке слева красным кружком) и переведите курсор на снимок (при этом курсор должен приобрести форму инструмента ТАТ). Щелкните на снимке точку любого цвета, за исключением сохраняемого. Затем, удерживая нажатой клавишу мыши, перетащите курсор прямо вниз, до тех пор, пока этот цвет не превратится в черно-белый. При этом ползунки в панели Saturation (Насыщенность) с цветами, как в выбранной точке, сместятся до конца влево, а цвета, такие как в выбранной точке, превратятся в градацию серого. (Данное видео не очень подходит для такого трюка, здесь я снизил насыщенность цветов на заднем плане и оставил цветными музыкантов и часть оборудования). Затем вернитесь назад и примените эти изменения к видео.