Blog Pro Photo

Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.

Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.
Мастер – класс по пейзажной фотографии от Чарли Уэйта.

Знаменитый фотограф-пейзажист Чарли Уэйт родился в Лондоне в 1949 году. Уэйт автор 27 книг по фотографии. Его работы выставлялись по всему миру. Компания Уэйта Light & Land - ведущий организатор международных семинаров и мастер-классов.


Мастер-класс от Чарли Уэйта
“Виноградник играет большую роль. Он направляет взгляд к городку на холме. Маленькие башенки вдали напоминают зрителю о сложности пейзажа”.

Если вы серьезно занимаетесь пейзажной фотографий, то рано или поздно столкнётесь с работами Чарли Уэйта. Он - один из крупнейших британских пейзажистов, наряду с Джо Корнишем (Joe Cornish) и Колином Прайором (Coline Prior). Его книги быстро распродаются, а семинары пользуются постоянной популярностью.

В промежутке между возвращением из Китая и поездкой в Германию на выставку Photokina, Уэйт нашёл время для разговора с нами о своих живописных пейзажах и своём глубоко эмоциональном подходе к ним.
Работы Чарли Уэйта известны уже давно, но с чего всё начиналось?



«Я начал фотографировать старенькой камерой Nikon, которую купил мне отец, но серьёзно занялся фотографией в то время, когда был безработным актёром. Моя жена в 1970-х годах снималась в телесериале The Onedin Line, а я использовал время для фотографирования в графстве Девон, пока она была занята на съёмках. Я мало что умел, но много читал о фотографии, и решил углубить свои знания, поступив в Солсберийский художественный колледж. Это был очень напряжённый год. Мне было 28 лет, а остальные поступили прямо со школьной скамьи и знали гораздо больше меня о физике и химии, применительно к фотографии».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Жёлтая лодка, Китай
«Я только что вернулся из Китая, и это первая публикация фотографии.
Простота композиции подчёркивает смысл Шангри-Ла».

Большой прорыв


После возвращения в Лондон Уэйт работал ассистентом рекламного фотографа, пока не получил свой шанс сделать прорыв в карьере.   «Однажды мы с женой отправились в Баттерси, чтобы подобрать дом для покупки. Оказалось, что владелец дома возглавлял отдел иллюстрированных книг издательства Weidenfeld and Nicholson. Он поинтересовался, чем я занимаюсь.

Я солгал ему, что являюсь фотографом-пейзажистом. Оказалось, что ему нужен был фотограф для издания The National Trust Book of Long Walks. Дом я так и не купил, но зато начал делать фотографии для книги».


Мастер-класс от Чарли Уэйта
Пляж Чесил, Дорсет
«В действительности, просвет в небе не был таким чётким. Для достижения эффекта я использовал фильтр 81 А. В результате появилась эта янтарная теплота».


Интересно, ранний театральный опыт Уэйта как-то пригодился в его фотокарьере?

«Разумеется, - говорит он. - Это дало мне навыки общения и уверенность. Теперь я свободно себя чувствую с самыми разными людьми, посещающими мои курсы: от адвокатов до безработных. Кроме того, в театре я научился правильно использовать освещение, и думаю, что осветители это настоящие герои».

По части драматизма освещения влияние на Уэйта в его ранний период оказал Ансельм Адаме, непревзойдённый мастер, о котором Чарли до сих пор отзывается с благоговением.  «Он сочетает в себе громадный объём технических знаний и художественных навыков.

Мы должны отдавать должное работам Адамса, они и сегодня не утратили своего значения. Также на меня оказали влияние рекламные фотографы и такие художники-пейзажисты, как Клод Лоррен. Я люблю его пейзажи и небо с невероятным освещением».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Розовый дом, Тоскана
«Зачастую пейзаж нуждается в передаче глубины. Здесь она достигается за счёт теней и растений».

Сомнение – ваш друг.


Так что же делает пейзажи Уэйта такими запоминающимися?

«Мои работы действительно выделяются среди остальных? Я в этом не уверен. Совершенно не уверен в своих работах, и мне кажется, что любой может сделать нечто подобное. Уровень Ансельма Адамса гораздо выше, вот в этом я уверен. Мне кажется, что фотография должна вызывать духовную связь со зрителем, чувство спокойствия...

Но хочу, чтобы она и волновала».

Мастер-класс от Чарли Уэйта
Замок Шамбор, Луара, Франция
«Этот громадный замок имеет 410 комнат и отделён от воды узким парапетом. Архитектура производит фантастическое впечатление и туман его подчёркивает».


Курсы Уэйта, Light & Land, набирают студентов со всего мира. А в каких местах находятся любимые пейзажи Уэйта?

«Думаю, что красивые места можно найти везде, -говорит он. - Но я люблю Францию, в особенности, Луару, с её прекрасными деревьями. Ещё департамент Ло. Во Франции вы можете чувствовать себя уединённо, чего вы не ощутите в других местах. Но мне нравится снимать и в Великобритании. Речь идёт не только о Шотландии, можно сделать отличные снимки и на юге Англии, где вы найдёте красивые поля, отличное освещение и прекрасные деревья».

Мы спросили, что именно делает пейзажную фотографию выдающейся?

«Вы можете снять великолепный пейзаж, если будете рассматривать его не только как зрительный образ, но и воспринимать как музыку, - считает Уэйт.

- Но таких образов очень мало. Среди тысяч фотографий только единицы достойные. Нужен тщательный отбор. Ваше творчество должно сопровождаться сомнениями. Это ведь не строительство моста и не математическая формула».

Мастер-класс от Чарли Уэйта


Памплона, Испания «Водоём, окруженный скалами и деревьями. Деревья на переднем плане придают снимку какую-то ирреальность. Кажется, что небо наваливается на зрителя, окутывая его серо-синей пеленой».



Учитесь видеть.


Light & Land пользуются авторитетом, так как Уэйт ясно понимает суть проблемы, формирует лицо фотографов-любителей и помогает им избежать ошибок. «Мне кажется, чем меньше человек знает, тем больше он может получить от наших курсов, - рассказывает он.

- Всё больше женщин посещают наши семинары и, хотя это довольно радикальное заявление, их больше интересует, как создать правильный образ, а не техническое оснащение. Но мне нравится работать и с энтузиастами света, например, которых интересует изменение атмосферных условий после дождя или как с помощью света передать ощущение пространства».

Какие ошибки встречаются наиболее часто?

«Как ни странно, многие люди заканчивают курсы, а потом несколько месяцев не берут в руки камеру. Они теряют навыки и забывают о волшебных соотношениях выдержки, диафрагмы, светочувствительности ISO. И потом — нужно видеть. У некоторых это в крови, других же, приведёшь в удивительное место, а они начинают спрашивать, что же здесь фотографировать?»
Несмотря на эти проблемы, Уэйт всё же считает, что людям можно помочь «открыть глаза». «Мне кажется, что лучший способ научить людей видеть пейзаж - это научить видеть все составляющие, как они взаимодействуют, - объясняет он. - Надо видеть устойчивое взаимоотношение между землей и небом, и вы добьётесь успеха».
Уэйт всё делает правильно, и в результате многие его бывшие студенты стали профессионалами, издали свои книги и календари. «Наверное, я сошёл с ума, потому что воспитываю будущих конкурентов», -шутит он.

О “Компактах” и Photoshop


Мастер-класс от Чарли Уэйта Увлечённый любитель среднеформатных камер, Уэйт, тем не менее, легко перешёл на цифровую технику.

Он рассказал нам о некоторых интересных моментах, касающихся этих устройств. «Меня интересуют приличные компактные цифровые камеры. Мне не нравится, когда люди считают их приложением к ноутбуку. «Я использовал этот «компакт», чтобы заполнить снимками свои ноутбук, а потом снова вернусь сюда со своей «зеркалкой». Хорошая компактная камера незаменима для пейзажиста: 10-мегапиксельная матрица, хорошая глубина резкости, можно добавить фильтры... Что еще нужно? Я делал выставочные снимки с помощью компактной Panasonic".
Что касается зеркальных камер, то Уэйт не испытывает в них большой потребности - он не собирается делать трёхметровые отпечатки. «Меня вполне устраивают Canon EOS 5D и Nikon D700. Единственное, что меня беспокоит в цифровой фотографии, это то, что люди бездумно делают сотни снимков одного и того же места и даже при том же освещении.

Кроме того, не стоит полагаться на ЖК-экран, его можно использовать только для контроля по гистограмме».

Что касается Photoshop, то Уэйт настроен к нему довольно скептически. «Он нужен только для коррекции цвета и мелких деталей, его доля составляет 1% работы. Вы всё должны делать своей камерой. Я не люблю экстремальных цифровых изменений, и считаю такие работы фальшивыми».

Телеведущий



Уэйту недавно исполнилось 60 лет, но пенсионный возраст никак не сказывается на остроте его ума. «Мне нравится работать на телевидении. Я с удовольствием работаю на Channel 5 над программой How to Take Stunning Pictures. К сожалению, мало программ о фотографии и они посвящены в основном классикам. Пусть телевизионщики ответят, неужели так сложно подготовить материал о том, как нужно снимать?»
Что касается мастер-классов, то они, как правило, проходят вдали от дома - в таких экзотических местах, как Ливия, Китай, Индия и Бутан.

«Мне нравится работать с людьми, даже если они профессионалы. Я учу их тому, что фотография - это не метод проб и ошибок, а чёткий и грамотный подход к работе».

Вдохновились?



Чарли Уэйт делится опытом и даёт советы.
1. Отправляйтесь в место, которое вы по-настоящему любите, и я уверен, что вы сделаете хороший снимок. Но не делайте это сразу же. Сначала всё продумайте.
2. Много наблюдайте. Следите за небом, отмечайте малейшие изменение. И смотрите, как небо взаимодействует с землёй.
3.

Смотрите на пейзаж как кинопродюсер. Выбирайте время года, суток. Также выбирайте и точку обзора.

“Учитесь читать пейзаж, смотрите, как взаимодействуют элементы” Чарли Уэйт

Мастер-класс от Чарли Уэйта

Композиция.

«В этот красивый морской пейзаж удачно вписывается скала - она эффектно разделяет небо на два сегмента. Пик маленького островка прекрасно гармонирует с линией горизонта и взаимодействует с облаками».

Вода
«Использовалась длительная выдержка, чтобы сгладить поверхность воды. Да и на воду это не так уж и похоже. Но цель достигнута - это обеспечивает перспективу, и заставляет все элементы взаимодействовать».

Небо

«Для достижения сбалансированности я использовал объектив 50 мм вместе с градуированным фильтром Lee 0.6 Neutral Density. Это позволило затемнить небо».

Рекомендуем почитать по этой теме
Диафрагма
Как получить размытый фон при съемке со вспышкой
Основы редактирования изображений
Использование тональной компрессии
Как избежать подсветки земли под ногами
Осветление, затемнение и коррекция отдельных фрагментов снимка