Несмотря на всю свою технологическую прогрессивность, цифровая камера не способна выполнять одной простой вещи, которую человеческий глаз проделывает без труда и незаметно для нас самих. Если вы посмотрите на цветной предмет в помещении, в условиях искусственного освещения, а затем вынесете его на улицу и посмотрите на него при свете солнца, он покажется вам одного и того же цвета. К сожалению, камера не способна на такой трюк. (И прежде чем ваши друзья, пользующиеся пленкой, начнут осуждать «цифру», вспомните, что пленка имеет ту же проблему. Приходится покупать пленку разных типов для съемки в помещении и на улице.)
Разные типы освещения предполагают различную интенсивность света, которая, как и температура, измеряется по шкале Кельвина (К). Чтобы правильно перевести цвет изображения, камера должна знать, при каком освещении проходит съемка. Иногда для этого фотографу необходимо иметь при себе большой выбор фото аксессуаров, таких как серая карта, к примеру.
Регулирование баланса белого - это процесс определения камерой текущих условий освещения. Так как белый содержит все цвета, точное измерение автоматически настраивает вашу камеру на правильную фиксацию любого цвета в снимке.
Баланс белого может включать в себя различные настройки:
> автоматический режим - камера самостоятельно настраивает адекватный баланс белого;
> заданный режим - предлагает выбрать нужный тип освещения;
> ручная настройка, позволяющая установить баланс белого по своему усмотрению.
От этих настроек не зависит способ съемки и фиксации данных. Они влияют уже на сам процесс обработки изображения, после того как оно подверглось demosaicing-алгоритму и было приведено в соответствие с цветовым пространством.
Один и тот же снимок с тремя вариантами настройки баланса белого: это режимы дневного света, облачности и электрического освещения. Как вы видите, если «сказать» камере, что вы снимаете в разных условиях освещенности, она воспроизведет воспринимаемые ей цвета по-разному:
Если вы снимаете в автоматическом режиме, камера применяет специальные алгоритмы для адекватной настройки баланса белого. Хотя в большинстве случаев на сегодняшний день механизмы по автонастройке баланса белого достаточно сложны. Даже самые совершенные из них все же могут быть сбиты с толку в ситуации со смешанными источниками освещения: например, в комнате с электрическим освещением и солнечным светом, бьющим из окна, при съемке внутреннего помещения снаружи и др. К счастью, как вы убедитесь в этом позже, для RAW-файлов подобные проблемы неактуальны, поскольку вы можете настроить баланс белого уже постфактум, в редакторе изображений.
Установите заданный режим баланса белого, и камера произведет настройки в соответствии с вашим выбором.