Система автоэкспозиции
Автоматическая система экспозамера вашей камеры EOS работает хорошо, когда вы фотографируете в нормальных условиях освещения. Она может даже справляться с освещением сзади. Но бывают ситуации, когда приходится бороться, чтобы получить результат, который вы хотите.
Это потому, что система работает, читая среднюю яркость света. Ранние системы экспозамера брали среднюю освещённость из полной области изображения. Если вы фотографировали темный предмет на светлом фоне, то чаще именно фон получал правильную экспозицию.
Центровзвешенное измерение даёт результат получше, читая уровни света по всему изображению, но делая акцент на центральной области. Это хорошо работает, если ваш предмет находится в центре, но не очень помогает, если по композиции предмет размещён в стороне.
Оценочное измерение, используемое EOS камерами, идет далее, разбивая область изображения на зоны (от 6 до 35, в зависимости от камеры). Замеры, сделанные по каждой области, обрабатываются компьютером в камере. Компьютер запрограммирован на распознавание некоторых типов образов. Например, если внешние зоны получают больше света, чем центральные зоны - то, видимо, предмет освещён сзади - и может быть применена автоматическая компенсация экспозиции.
Далее система была улучшена после появления множества точек фокусировки. Если активна нецентральная точка фокусировки, система измерения предполагает, что снимаемый предмет также находится не в центре, и базирует экспокоррекцию на информации от зон вокруг этой точки фокусировки.
Все это очень умно, но ничто не совершенно. Всегда будут такие ситуации, когда экспокоррекция, которую делает камера, не соответствует желаемой. Вот почему в некоторых моделях EOS реализован брэкетинг экспозиции (AEB).
Брэкетинг экспозиции
Экспозиционный брэкетинг использовался, начиная с ранних дней фотографии. Вы делаете несколько снимков одного и того же предмета - каждый с различной экспокоррекцией - и один из полученных кадров получается лучше, чем остальные.
Брэкетинг экспозиции возможен с любой камерой, которая позволяет устанавливать выдержку и диафрагму вручную, или которая обеспечивает какую-либо форму компенсации экспозиции. Вы делаете несколько кадров, снимая один из них с установками, рекомендуемыми камерой, а дополнительные кадры - при различных компенсациях.
Например, если камера рекомендует экспозицию с выдержкой 1/125 при f/8, то ваши кадры могли бы быть с экспозицией : 1/125с при f/8, 1/60с при f/8 и 1/250с при f/8. В данном случае вы берете основные параметры экспозиции и применяете брэкетинг, варьируя величину выдержки. Можно с таким же успехом держать постоянную выдержку, равную 1/125с и использовать диафрагму f/8, f/5.6 и f/11.
Все это довольно легко делать, но требуется время, чтобы изменить выдержку или диафрагму между каждым кадром. Именно здесь можно использовать брэкетинг экспозиции. Камера автоматически изменяет экспозицию для вас между кадрами, позволяя вам быстро снять эти три кадра.
Порядок брэкетинга
Ранние модели EOS делали эти три экспозиции в следующем порядке: недодержка, правильная и передержка (под правильной экспозицией в данном случае понимается та, которую выбрала камера, хотя, если бы это было всегда правильно, вы не нуждались бы в AEB!).
Более современные модели делают экспозиции в порядке: правильная, недодержка и передержка (см. таблицу порядка брэкетинга по моделям камер). На самом деле, особой разницы нет, какая последовательность используется - вы в любом случае получаете всё те же три экспозиции.
Однако, бывают случаи, когда вы знаете, что недодержка не поможет. Предположим, вы хотите сделать правильную экспозицию плюс две различных передержки. Это возможно с помощью функции компенсации экспозиции. Если, например, вы применяете +1 ступень компенсации экспозиции, 'правильная' экспозиция в AEB последовательности передержит кадр на одну ступень. Если вы установили диапазон брэкетинга на 1 ступень, это означает, что 'недосвеченный' кадр не получит вообще никакой компенсации (+1 и -1 равно 0) - экспозиция будет такой, какую бы изначально выбрала камера. Третий кадр получит 2 ступени пересвета относительно измеренной экспозиции.
Таким образом, вы можете изменять начальную экспокоррекцию в плюс или в минус, чтобы получить один, два или три кадра, которые недо- или пересвечены относительно первоначально измеренной экспозиции.
Таблица значений брэкетинга даёт последовательности для различных комбинаций экспокоррекции и брэкетинга (все значения указаны в ступенях). Наиболее полезные значения, вероятно, +0.5 ± 0.5 или +1 ± 1 для использования со слайдами, и +2 ± 2 для использования с негативами.
Имейте в виду, что компенсация экспозиции может изменяться по 0.5 ступени. Все варианты брэкетинга здесь не показаны. На некоторых камерах и компенсация экспозиции, и брэкетинг может достигать 5 ступеней.
Использование AEB означает, что вы можете быть вполне уверены, что одна из трех фотографий будет правильно экспонирована. Другие две фотографии могут быть выброшены.


Диапазон брэкетинга
Все модели EOS с AEB позволяют вам выбирать диапазон брэкетинга. Если вы снимаете на слайд, вы можете хотеть коррекцию экспозиции между каждым кадром всего лишь 0.5 ступени. Если вы снимаете на негатив, коррекция около 2 ступеней может быть более полезной (негатив имеет большую фотографическую широту экспозиции, чем слайд, так что маленькая коррекция экспозиции менее существенна).
Таблица 2 показывает диапазон брэкетинга, доступный на каждой камере. Большинство имеют диапазон ±2 или ±3 ступени, что более чем адекватно для большинства применений. ±5 ступеней - больше, чем большинство потребностей фотографов, и в последних моделях это не используется.
Профессиональные модели EOS позволяют корректировать экспозицию шагами в 0.3 ступени, но это может быть изменено на 0.5 ступени, используя функцию настройки.
Не чувствуйте себя ограниченным этими тремя экспозициями, предлагаемыми AEB. Бывает, что освещение объекта настолько необычно, что вы хотите сделать брэкетинг двух или трёх кадров в + или - относительно выбора экспозиции камерой, только чтобы быть уверенным в получении хорошо экспонированного изображения.
Лучший способ расширять брэкетинг - вручную. Сделайте экспозамер, установите камеру в ручной режим (M), и затем делайте ряд экспозиций, меняя скорость затвора между каждым кадром. (Обычно лучше работать со скоростью затвора, так как с ней есть больший выбор, чем с вариантами диафрагмы). Если вы хотите идентичное кадрирование для каждого кадра, работайте с камерой на штативе, чтобы она не перемещалась между экспозициями.
Последовательность брэкетинга
Есть два способа экспонировать последовательность - тремя отдельными экспозициями или одной непрерывной серией. Некоторые камеры предлагают вам выбор, другие нет (см. Таблицу 2).
Если камера установлена на одиночную съёмку кадров, одна экспозиция делается каждый раз, когда вы нажимаете кнопку. Вы должны снять ваш палец с кнопки и затем нажать её снова для следующей экспозиции. Вы можете ждать несколько секунд, или даже минуты между экспозициями в брэкетинге. Это может быть полезно, если вы фотографируете сцену, а люди или транспортные средства проезжают перед объективом. Вы можете снимать каждый кадр тогда, когда люди или транспортные средства ушли из объектива.
Более полезна для большинства случаев непрерывная съёмка. Здесь, если вы нажимаете кнопку, все три кадра, но не больше, будут сняты быстрой серией. Если вы снимаете ваш палец с кнопки и нажимаете опять её снова, будет проэкспонирован ещё один набор из трёх кадров с брэкетингом.
Различные модели EOS работают с AEB немного различными способами - проэкспериментируйте с функцией без плёнки в камере, чтобы понять, что делает ваша модель.
Например, если EOS 1N установлен на непрерывную съёмку, всё ещё можно фотографировать по одному кадру за раз, убирая ваш палец от кнопки прежде, чем камера снимет второй или третий кадр. Если вы нажмётё кнопку второй раз - камера снимет следующий кадр серии. С EOS 10, однако, для AEB доступна только непрерывная съёмка и все три кадра снимаются быстрой серией, даже если вы нажали кнопку на долю секунды.



Сцены с большими областями неба и моря могут часто обманывать экспозамер камеры. Брэкетинг экспозиции будет обычно давать вам по крайней мере одно хорошо экспонированное изображение.
Что меняется ?
Брэкетинг экспозиции может быть сделан, изменяя скорость затвора или диафрагму. Камера делает решение за вас, основываясь на выбранном вами способе съёмки.
Режим | Затвор | Диафрагма |
Программный (P) | X | X |
Приоритет затвора (Tv) | X | |
Приоритет диафрагмы (Av) | X | |
Глубина резкости AE | X | |
Ручной (M) | X |
Если вы переключаетесь в PIC-режимы - полный автомат (зеленый квадрат), портрет, пейзаж, крупный план, спортивная или ночная съёмка, или используете вспышку - AEB отменяется.
EOS 1D добавляет новую функцию в AEB, позволяя делать брэкетинг, изменяя эффективную чувствительность ISO матрицы. Вы имеете преимущество в том, что скорость затвора и диафрагма остаются неизменными для этих трёх экспозиций, так что размывка или глубина резкости не будут изменяться.
Как бы то ни было, AEB - немного странная концепция для цифровой камеры. Вы имеете преимущество в том, что при съёмке кадров вы не тратите плёнку и не имеете затрат на проявку, а можете проверять изображение на встроенном LCD экране после экспозиции, таким образом потребность в AEB значительно меньше.
Таблица значений брэкетинга
Компенсация | Брэкетинг | Последовательность AEB | ||
+3 | ±3 | +0 | +3 | +6 |
±2.5 | +0.5 | +3 | +5.5 | |
±2 | +1 | +3 | +5 | |
±1.5 | +1.5 | +3 | +4.5 | |
±1 | +2 | +3 | +4 | |
±0.5 | +2.5 | +3 | +3.5 | |
+2 | +3 | -1 | +2 | +5 |
+2.5 | -0.5 | +2 | +4.5 | |
+2 | +0 | +2 | +4 | |
+1.5 | +0.5 | +2 | +3.5 | |
+1 | +1 | +2 | +3 | |
+0.5 | +1.5 | +2 | +2.5 | |
+1 | +3 | -2 | +1 | +4 |
±2.5 | -1.5 | +1 | +3.5 | |
±2 | -1 | +1 | +3 | |
±1.5 | -0.5 | +1 | +2.5 | |
±1 | +0 | +1 | +2 | |
±0.5 | +0.5 | +1 | +1.5 | |
+0.5 | ±3 | -2.5 | +0.5 | +3.5 |
±2.5 | -2 | +0.5 | +3 | |
±2 | -1.5 | +0.5 | +2.5 | |
±1.5 | -1 | +0.5 | +2 | |
±1 | -0.5 | +0.5 | +1.5 | |
±0.5 | +0 | +0.5 | +1 | |
+0 | ±3 | -3 | +0 | +3 |
±2.5 | -2.5 | +0 | +2.5 | |
±2 | -2 | +0 | +2 | |
±1.5 | -1.5 | +0 | +1.5 | |
±1 | -1 | +0 | +1 | |
±0.5 | -0.5 | +0 | +0.5 | |
-0.5 | ±3 | -3.5 | -0.5 | +2.5 |
±2.5 | -3 | -0.5 | +2 | |
±2 | -2.5 | -0.5 | +1.5 | |
±1.5 | -2 | -0.5 | +1 | |
±1 | -1.5 | -0.5 | +0.5 | |
±0.5 | -1 | -0.5 | +0 | |
-1 | ±3 | -4 | -1 | +2 |
±2.5 | -3.5 | -1 | +1.5 | |
±2 | -3 | _1 | +1 | |
±1.5 | -2.5 | -1 | +0.5 | |
±1 | -2 | -1 | +0 | |
±0.5 | -1 | -1.5 | -1 | |
-2 | ±3 | -5 | -2 | +1 |
±2.5 | -4.5 | -2 | +0.5 | |
±2 | -4 | -2 | +0 | |
±1.5 | -3.5 | -2 | -0.5 | |
±1 | -3 | -2 | -1 | |
±0.5 | -2.5 | -2 | -1.5 | |
-3 | ±3 | -6 | -3 | +0 |
±2.5 | -5.5 | -3 | -0.5 | |
±2 | -5 | -3 | -1 | |
±1.5 | -4.5 | -3 | -1.5 | |
±1 | -4 | -3 | -2 | |
±0.5 | -3.5 | -3 | -2.5 |
Таблица порядка брэкетинга
Все камеры в этой таблице имеют возможность брэкетинга экспозиции. В колонках отражены возможности каждой конкретной модели.
Модель | Брэкетинг | Порядок | Режим |
EOS 1 | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | - 0 + | 1 или С |
EOS 1N | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | - 0 + | 1 или С |
EOS 1N RS | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | - 0 + | 1 или С |
EOS 1V | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS ID | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS 10 | ±5 ступеней, градация 1/2 ступени | - 0 + | С |
EOS 100 | ±1 ступень, градация 1/2 ступени | - 0 + | С |
EOS 3 | ±3 ступени, градация 1/3 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS 30/33 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS 300 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | С |
EOS 3000N | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | С |
EOS 5 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS 50/50E | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS 500N | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | С |
EOS 600 | ±5 ступеней, градация 1/2 ступени | - 0 + | С |
EOS 620 | ±5 ступеней, градация 1/2 ступени | - 0 + | С |
EOS D30 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS D60 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS IX | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS IX 7 | ±2 ступени, градация 1/2 ступени | 0 - + | 1 или С |
EOS RT | ±5 ступеней, градация 1/2 ступени | - 0 + | С |
Порядок: "-" - недодержка, "0" - норма, "+" - передержка.
Режим: "1" - одиночная съёмка, "С" - серийная съёмка.