Рассматриваете ли вы мягкий рассеянный свет как романтический или как кич, у него есть практическое применение в цифровых спецэффектах.
Родство рассеивания со свечением состоит в эффекте мягкого фокуса, бывшего в свое время популярным в портретной фотографии за тот налет мягкости, который он придает изображению без значительной потери четких деталей. Термин «мягкий фокус» обманчив: в действительности он означает распространение ярко освещенных участков на окружающие области, иными словами, рассеивание; а смягчение рождается из трех эффектов: рассредоточения, рефракции и дифракции.
Впечатляющий снимок вечерней буддистской церемонии.сделанный при свете свечей, которые держат молящиеся
От кича до бестелесности
Мягкий фокус в портретной фотографии применялся, чтобы скрыть дефекты кожи и придать снимку романтическую атмосферу. Вряд ли вы увидите этот прием в современных портретах, хотя он используется в других областях, например для изображения идущего от огня тепла или для придания налета таинственности и бестелесности.
Исходным техническим решением было использование дорогостоящих объективов мягкого фокуса, имевших либо небольшую сферическую аберрацию (дефект объектива, связанный с использованием криволинейных стеклянных поверхностей), или рассеивающие фильтры, стекло которых покрыто либо крохотными бороздками, либо тонким прозрачным налетом. Можете использовать подобный объектив, но какой смысл? Проблема с любым оптическим фильтром, деградирующим изображение, заключается в том, что как только вы сделали снимок, способа восстановить полную информацию уже нет (если, конечно, не делать дополнительные снимки без фильтра).
Цифровой метод намного эффективнее и экономичнее, поскольку дает несравнимо больше контроля над эффектом. Начните с чистого изображения, сделайте копию и работайте над ней. Поскольку назначение рассеивающих фильтров - сохранять тонкие детали, ключевой метод будет состоять в применении частичного размытия и наложения его так, чтобы не заслонять контур. Для этого есть много подходов, и выбор нужного зависит от того, какая степень контроля вам нужна. Лично мой выбор -сначала изолировать высветления.
Как вы можете видеть на этих примерах, существует разница между грубым, моментальным приемом размытия копии всей картинки и наложения ее в режиме Lighten (Замена светлым), и более сложной процедурой с удалением из слоя всего кроме выделенных высветлений и размытия только их.
Как бы то ни было, режим Lighten (Замена светлым) всегда полезен при работе с несколькими слоями, поскольку гарантирует, что более яркие детали в базовом слое не окажутся заслоненными. Другие процедуры, которые вы можете принять во внимание, включают создание вручную выделений, аккуратное стирание ластиком малой интенсивности, аэрограф большого диаметра и уменьшение пареметра непрозрачности.
1. Простейший прием - применить интенсивное (до 40 пикселов) размытие к слою-копии, а затем наложить его в режиме Lighten (Замена светлым). Недостаток в том, что рассеивание распространяется на все, включая лица и майку девочки.
2. Чтобы ограничить рассеивание источниками света, первый шаг - выделить высветления, что сделано здесь при помощи команды Color Range (Цветовой диапозон) из Photoshop Выделение инвертировано, поскольку окружающие области будут затем удалены.
3. К слою, содержащему теперь только высветления, применено очень сильное Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). Остальная часть слоя пуста, и влияния на нее эта операция не сказывает.
4. Сильное размытие сделало эффект очень тусклым, что частично скомпенсировано увеличением яркости на 100 %.
5. Окончательный эффект, практически не затронувший лица, улучшен еще и двойной дупликацией размытого слоя: комбинация трех слоев усиливает рассеивание