История наших фотопобед World Press Photo с 1955 по 2010 год

Поводом к этой публикации стало беспрецедентное событие: выход в конце минувшего года благодаря усилиям авторов Культурного проекта «Русс Пресс Фото» и при поддержке ООО «Газпром экспорт» уникального издания - фотоальбома «Гран-При по-русски». Эта книга впервые в истории отечественной и международной фотожурналистики объединила все работы советских и российских фотографов - лауреатов всемирного конкурса World Press Photo с 1955 по 2010 год.

Замечательный фотоальбом «Гран-при по-русски» был представлен в торжественной обстановке на открытии выставки вошедших в него фотографий, которая прошла в ноябре в столичном музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» (после чего она отправилась в турне по России и другим странам мира). Было более чем волнительно видеть не только сами работы, отпечатанные большим форматом, но и многих, очень многих авторов - кажется, впервые в одном месте собрался едва ли не весь цвет советской и российской фотожурналистки (приятно отметить: с творчеством многих из них мы уже знакомили наших читателей на страницах Digital Photo)! Примечательно, что каждый из них был награжден дарственным экземпляром альбома в индивидуальной суперобложке (отпечатанной, как и выставочные работы, при технической поддержке и на оборудовании Canon благодаря любезному содействию российского представительства фирмы) с собственной конкурсной фотографией.

-55

Геннадий Колосов - «Огонек»
1964,1-е место в номинации «Очерк», «-55». Эвенкия, СССР

«В одной из совместных поездок на БАМ я спросил у Геннадия, как родилась композиция («-55»), зная, что он чистый репортер, а не как я - концептуалист. Гена был в хорошем настроении (мы принимали) и рассказал мне историю рождения этой знаменитой фотографии, принесшей единственный Гран-при Советскому Союзу.
Оказалось, что цена этого «Большого приза» - бутылка водки! Когда в 1964 году «Огоньке» была дана команда представить лучшие фотографии для участия в World Press Photo, Гена вспомнил о своей «злосчастной» поездке на Север, в которой застрял на целый месяц: погода была нелетная, а в эвенкийском стойбище начали умирать один за другим местные оленеводы. Традиции там веками сложившиеся и чтившиеся. Уход одного из членов общины был событием и трагедией для всей округи. Ритуал за ритуалом, стойбище за стойбищем гость должен был следовать за ними, и водка текла рекой. Перебирая в лаборатории «контрольки»той поездки, Гена остановился на двух снятых в страшный мороз фотографиях - малыша и величественного каравана кортежа покойника, чувствуя, что в этом что-то есть. По правилу «случайностей не бывает» рядом оказался опытный репортер Юрий Королев, который, видя муки талантливого, но «юного» еще коллеги, предложил свою помощь – за бутылку! Вместе они мысленно «смонтировали» этот шедевр, а затем в дело вмешалась виртуозный лаборант Зинаида Анни по прозвищу Цокотуха. Она из трех кадров на глазах у Гены сотворила это чудо, а потом «кровянкой» («красная кровяная соль» или железо-синеродистый калий - химический реактив, используемый в качестве отбеливателя в черно-белой фотографии. - Прим. ред.), удалила все лишнее, заработав свою бутылку. А потом были уже коллективные бутылки! Сначала за известие о награде, потом за полученный приз, потом за премию, и получилось повторение сценария в эвенкийском стойбище, только теперь уже не «за упокой», а «за здравие»

 

Светлана Савицкая в открытом космосе

Владимир Джанибеков, ИТАР-ТАСС 1984, Почетное упоминание в номинации “Искусство и наука” “Светлана Савицкая в открытом космосе”. Снимок сделан космонавтом Владимиром Джанибековым 25 июля 1984 года во время полета космического корабля «СоюзТ-12»

 

Закадычные друзья

Юрий Белинский - ИТАР-ТАСС 1977, 2-е место в номинации – “Разное”,  “Закадычные друзья”. Народный артист СССР Михаил Николаевич Румянцев (клоун Карандаш) на прогулке. 20 ноября 1976 г. Ленинград, СССР

В теперь уже далеком 1976 году в Ленинград на гастроли приехал известный клоун Карандаш -Михаил Николаевич Румянцев, которому вот-вот предстоит отметить 75-летие. Звоню, прихожу, знакомлюсь, получаю, вроде, добро на съемку. Вечером, за полтора часа до представления прихожу в гримерную, начинаем разговор, вынимаю из кофра свой Nikon и... туг же начинаю понимать, что работа над материалом будет ох какой нелегкой. - Нет-нет, здесь снимать не надо, вы только посмотрите, какая обстановка... Я тут недавно уже спустил одного вашего коллегу с лестницы, да так. что только объективы катились по ступеням вслед за ним. - сказал, смеясь, клоун. - Вот я выйду на арену - тогда снимайте, но... всего один кадр! Я надеялся, что хоть издали “телевиком” поснимаю его выступление, но не тут-то было: находясь на арене, он подходил ко мне и на весь зал объявлял, что съемка окончена. Что ж, в те годы я имел возможность работать над очерковыми темами довольно долго и, приходя ежевечерне на представления, снимал всякий раз один-два кадра. Чтобы разнообразить съемку, залезал под купол, приглашал Карандаша в цирковой музей, удавались даже сюжеты со зрителями. Но, набрав какое-то количество сюжетов, решил сказать напрямую, что мне еще хотелось бы:
- Михаил Николаевич! Фотоочерк не складывается. Нужно показать вас за пределами цирка -скажем, -на прогулке с его двумя собачками».
И тут он неожиданно согласился. На следующее утро мы идем по набережной Фонтанки мимо Инженерного замка, он присаживается на скамейку, и тут его узнают прогуливающиеся люди. Садятся к нему, гладят не менее знаменитых собачек. Мне остается только снимать. Чувствуя, что в этот день, кажется, все запреты сняты, предлагаю прогуляться до Летнего Сада, а уже в Саду меня пронзает мысль, что здесь запрещено выгуливать собак, с милицией, возможно, объясняться придется, но все равно начинаю фотосъемку. Широкая пустая аллея, знаменитая фельтеновская решетка, скульптуры
- все это уже на пленке. Дело сделано. Разворачиваемся и идем обратно. Обошлось. Выходим из сада, и я делюсь своими опасениями.
- Ну, мы-то отбились бы! - отвечает Румянцев...»
Юрий Белинский

 

Грустный праздник

Павел Кривцов - "Огонек» 1988,1-е место в номинации «Повседневная жизнь», «Грустный праздник», серия Новый год в психиатрической больнице им. Кащенко, Москва

“Мои снимки не о политике - о болезни разума, которая случается у людей”, - говорит о своей работе Павел Кривцов. На конкурс был представлен очерк из восьми снимков, рассказывающих о помощи тяжелобольным людям и сохранении личности. Полная авторская версия представлена впервые. Зная отношение Павла Кривцова к человеку, понимаешь, что эта история снята не для показа ущербности отдельных персонажей, но для сохранения человечности, прежде всего, у здоровых членов общества. Не поняли этого, похоже, в жюри конкурса, вычленив один снимок из очерка и тем самым “политизировав” его.

 

Рождение человека

Сергей Васильев - Вечерний Челябинск» 1977,1-место в номинации “Тематический фоторепортаж”, “Рождение человека”, серия. Снято в челябинском родильном доме.
В последние дни декабря 1977 года редакция газеты «Вечерний Челябинск» поручила Сергею Васильеву снять фоторепортаж в городском родильном доме в связи с его 40-летием, тогда и был сделан этот снимок. А весь очерк в целом связан с очень интересной и волнующей историей, которая приведена в книге “Гран-при России”, а также будет опубликована в одном из последующих номерах Digital Photo в рамках материала об этом замечательном фотографе.

 

Такого еще не было!

Вот что рассказывает автор идеи, составитель и редактор альбома, организатор Культурного проекта «Русс Пресс Фото» Василий Прудников: «Собранная коллекция - это своего рода демонстрация достижений российских фоторепортеров на арене мировой пресс-фотографии. Большинство снимков неизвестно массовому зрителю, поскольку создание основного числа их пришлось на советский период, когда информационные технологии были скромны, а эта сфера являлась сугубо узкопрофессиональной. Таким образом, фотографии стали в еще большей степени нашим достоянием благодаря времени. На этих снимках - вся история страны за последние полвека: портреты уникальных личностей, выход человека в открытый космос, спортивные победы, практически все памятные, радостные, экстремальные и, к сожалению, порой печальные события.
По итогам подготовки этого издания нами передано в Фонд World Press Photo 17 отсутствовавших фотоизображений советских призеров, а также благодаря этой работе известие о призе достигло одного из авторов - Анатолия Бочинина - спустя 32 года.
Конкурс World Press Photo - это не только соревнование фотоснимков, но и представление тем, актуальных на момент съемки. Фотография-участник WPP - прежде всего история, история события. Не знаю, как дело обстояло с авторами из других стран, а работы советских фотографов подвергались жесткой цензуре - фотографии и описания к ним проходили двойную трансформацию. Сначала «литовалось» еще у нас, а потом уже «там» кураторами фонда, как тексты, так и изображения адаптировались к западному зрителю. В итоге многие авторы были даже смущены своими наградами. Вроде и победа, но не с тем контекстом, в котором преподносилась работа автором. Прямой пример - работа Павла Кривцова (см. фото 04. - Прим. ред.). Участие в конкурсе в советское время было, с одной стороны, по-чиновничьи максимально организованно: снимки собирались со всей страны, централизованно в фотосекции Союза журналистов, а с другой - весьма безответственно: порой советские фоторепортеры неожиданно узнавали о своем участии в конкурсе лишь из прессы или от коллег.
В нашем издании мы постарались учесть это и представляем некоторые работы впервые в авторской редакции. Особая ценность - это оригинальные авторские тексты к работам, которые в свое время просто не могли быть опубликованы. К тому же страна (и не только) должна знать своих героев. Особенно таких, как Сергей Васильев из Челябинска, завоевавший четыре «Золотых глаза» снимками буквально
с одного двора, Владимир Вяткин - шестикратный лауреат и трижды участник международного жюри конкурса, или Юрий Козырев - на сегодня самый известный российский фоторепортер, работающий в горячих точках планеты, в 2006 году признанный лучшим военным фоторепортером мира. Это издание уникально и тем, что в его подготовке принимали участие (совершенно искренне и бескорыстно) сами авторы снимков, за что им низкий поклон. Как сложится участие российских авторов в конкурсе World Press Photo дальше, покажет время, мы же будем заняты своим национальным конкурсом российской пресс-фотографии «Русс Пресс Фото», но это, как говорится, будет уже другая история».

Мысли и сердце

Макс Альперт - РИА Новости 1973,2 -е место в номинации «Фотоистории» «Мысли и сердце», серия.

Член-корреспондент Академии медицинских наук, академик Академии наук УССР, профессор Украинского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда Николай Михайлович Амосов. В очерке об Амосове меня, прежде всего, интересовала психология человека, спасающего другому человеку жизнь, клубок тех чувств, порой противоречивых, которые его обуревают. Готовился к съемке долго: перечитал книги Амосова, статьи о нем. Наконец отправился в Киев. Договорились: буду снимать, но постараюсь быть “тенью”.
В тот день Амосов делал две сложнейшие операции на сердце. Первая продолжалась более двух часов и окончилась смертельным исходом. Когда хирург, глубоко потрясенный, зашел в кабинет, я последовал за ним, чувствуя, что наступает момент уникальной съемки.

И тут началось неожиданное. Я. как во снег начал “подавать команды” своему герою, цитируя на память отрывки из его книги “Мысль и сердце”, в которых Амосов описывал свое состояние в подобных случаях. Когда операция окончилась смертельным исходом, Амосов вопреки традиции не пошел сам известить об этом ожидающих внизу двух женщин, а попросил своего ассистента сделать это.
- Вы проявили малодушие. - говорю я ему, а сам снимаю.
Амосов сидит отрешенный, не замечая меня, моей камеры.
- Вы размышляете о возможной ошибке, - опять слышу я свой голос.
И снимаю, снимаю, снимаю... И если считать, что очерк удался, то, наверное, произошло это по совпадению ряда причин, из которых выделю сам факт операции, удивительную цельность натуры героя (после такого шока Амосов пошел делать вторую операцию, которая закончилась успешно!), мои знания о нем и профессиональный подход репортера к съемке. С тридцати двух отобранных мною кадров были отпечатаны –“контрольки”. АПН приняло тридцать один из них. Собственно очерк составили семь кадров операции, в которых, как мне кажется, сфокусирована идея богатства человеческой личности, идея борьбы жизни со смертью, победы человеческого духа!»
Макс Альперт, из интервью Александру Сашину
("Журналист»)

Режиссер Борис Покровский - директор Большого театра

Вячеслав Полунин - РИА «Новости» 1982, 3-е место в номинации “Герои новостей”, “Режиссер Борис Покровский - директор Большого театра” из очерка “Жизнь в опере”
”Никакая экономика, никакая политика - ничто, кроме подлинной культуры, не поможет нам поднять голову”. Б. Покровский (на лекции перед студентами ГИТИСА)

 

Операция по реплантации ног трехлетней девочке

Валерий Христофоров - ИТАР-ТАСС 1983, Почетное упоминание за репортаж в номинации “Искусство и наука” "Операция по реплантации ног трехлетней девочке”, серия. Раса Прасцевичуте после тяжелой травмы ног в Детской городской клинической больнице № 13

«...Лето 1983-го, жара, сенокос. Ранним вечером в пятницу, после работы, нетрезвый тракторист литовского колхоза прицепил ножи косилки к трактору, запустил мотор. Дочки-близняшки Раса и Аушра босиком выбежали из хаты на краешек поля, затерялись в траве. Вдруг крик резанул горячий воздух над полем, заглушив рев мотора. Выпрыгнул, побелев, из кабины отец. Неровно, как тупой бритвой, вслепую, подрубила косилка. На скошенной острой траве -дочка Раса и рядом ее ножки. Как подрезанный стебелек...
А на дворе скоро ночь, и в деревне нет телефона...
Но уже через 12 часов Раса лежала на холодном операционном столе в столице СССР. Для Ту-134, по тревоге поднятого той ночью в Литве, «расчистили» воздушный коридор до Москвы. Диспетчеры знали - в пустом салоне летит маленький пассажир. Ножки, обложенные мороженой рыбой, на соседнем сиденье. На взлетном поле - столичная «скорая» с включенным двигателем. А в приемном покое детской больницы молодой микрохирург Рамаз Датиашвили ждет срочный рейс из Литвы. “Начальство не давало добро: никто не делал еще таких операций, -вспоминает Датиашвили. “Пойдет что не так -мне не жить”.
Раны были рваные и грязные. Правую ногу пришлось укоротить, она была здорово помята (впоследствии ее вытягивали на аппарате Илизарова). В течение 12 часов доктор Датиашвили соединял кости, сшивал сосуды, артерии, нервы, мышечную ткань - надо было то и дело смотреть в микроскоп. А потом оставалось только молиться, чтобы не произошло отторжения пришитых ног, воспалительного процесса, осложнений. И, когда в этом же 1983-м, ближе к осени, девочка сделала первые шаги на пришитых ногах, ее доктор заплакал...»
По мотивам статей А. Богдановой («Медицинский вестник» № 28 от 13.06.06) и П. Иванушкиной
(“АиФ” № 44 от 31.10.07)

 

Прощайте и помните. Майя Плисецкая -40 лет в балете

Александр Макаров - РИА «Новости» 1985,1-е место за репортаж в номинации “Искусство и развлечения”, “Прощайте и помните. Майя Плисецкая -40 лет в балете”, серия. Творческий вечер, посвященный 60-летнему юбилею Майи Плисецкой. Большой театр, Москва, ноябрь 1985 г. Большой театр не настолько велик, чтобы вместить всю признательность и благодарность балерине Майе Плисецкой. Она оставалась любимицей ценителей русского балета в течение 40 лет.

Идеология враждует, искусство примиряет.

В 325-страничный альбом вошли работы, занявшие призовые места или отмеченные жюри WPP почетными дипломами, специальными и поощрительными призами, - всего 427 уникальных фотографий от 115 авторов. Лауреатами от СССР и России стали 89 авторов, которые получили в общей сложности 113 медалей, из них: приз «Золотой глаз» и золотую медаль за 1-е место - 45 человек, золотую медаль за 2-е место - 32 человека, золотую медаль за 3-е место - 36 человек. Работы 18 фотографов были удостоены поощрительного приза в номинации, и еще двух - индивидуальной премии. Также особо стоит отметить, что и в жюри конкурса World Press Photo в разные годы, начиная с 1958-го, нашу страну представляли Виктор Ахломов, Дмитрий Бальтерманц, Владимир Вяткин, Александр Земляниченко, Юрий Козырев, Геннадий Колосов, Павел Кривцов, Георгий Пинхасов, Ольга Суслова (главный редактор журнала «Советское фото») и другие.

«До поднятия железного занавеса в СССР о конкурсе World Press Photo мало что было известно, - рассказывает замечательный российский фотограф Виктор Ахломов, член жюри WPP 1983-1985 гг. Но в начале 60-к грянула хрущевская «оттепель», и главный редактор «Советского фото» Марина Иосифовна Бугаева повезла в Амстердам коллекцию фотографий для участия в конкурсе, будучи впервые включена в его жюри в качестве полноправного члена - с правом решающего голоса. Как в Совбезе ООН.
Надо заметить, что весь наш тогдашний набор снимков был пронизан радостным советским оптимизмом, уверенностью в неизбежной победе коммунистических идей и неоспоримой правильности выбранного революционного пути. Снимки были репортажные и постановочные. На все вкусы любого жюри. К тому же имена их авторов были известными и авторитетными: Дмитрий Бальтерманц, Всесволод Тарасевич, Евгений Халдей... К великому удивлению советского члена жюри, они не вызвали ни малейшего интереса у остальных судей. Больше того, отмечались наградами те снимки, где были мастерски сняты войны и пожары, землетрясения и неизлечимые болезни, трудная жизнь беженцев и другие сложности земной жизни.
Такой подход к оценке работ вызвал поначалу удивление, а позже протест у Марины Бугаевой. «А где же у нас любовь и женская красота, музыка, живопись и поэзия, радостное восприятие жизни?» - возопила она, обращаясь к остальным членам жюри. И в знак несогласия с остальным миром пригрозила забрать коллекцию и уехать. К счастью, этого не случилось. Кто-то из умеренных коллег объяснил новоиспеченному члену жюри, прибывшему из-за железного занавеса, что профессия фотожурналиста сродни профессии врача-стоматолога. Процесс болезненный, но в итоге лечащий. Каждый дурак знает, что воскресенье -праздник. Зачем это повторять много раз? Журналист должен обращать внимание мировой общественности на болевые точки планеты. Причем без гнева и пристрастия. Конфликт интересов был притушен еще и тем, что снимок фотокора «Вечерней Москвы» Майи Окушко «Невеста» был отмечен наградой в категории «Повседневная жизнь». Так началось наше участие в самом крупном смотре мировой фотожурналистики».

 

Сто тысяч демонстрантов у памятника Ленину

Андрей Соловьев - ИТАР-ТАСС 1989, 1-е место за репортаж в номинации «События» «Сто тысяч демонстрантов у памятника Ленину», серия. Баку, Азербайджан

Обострение межнационального конфликта в Закавказье. Поскольку националисты на протяжении всего существования Советского Союза требовали автономии, этническая борьба поражала многие из отдаленных республик, где проживало смешанное население.

 

Дорогой гость

Эдуард Песов - ИТАР-ТАСС 1981,1-е место в номинации “Хорошие новости и юмор”, «Дорогой гость». Визит генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в Тбилиси на празднование 60-летия образования Грузинской ССР

 

Возвращение домой

Юрий Лизунов - ИТАР-ТАСС 1991,1-е место в номинации “Герои новостей”, “Возвращение домой”. Возвращение Михаила Горбачева с семьей в Москву из Крыма после путча. 22 августа 1991 г. Москва, СССР

Пытаясь сохранить существующее государство и партийную власть, группа коммунистических консерваторов решилась на плохо подготовленный путч и поместила Горбачева под домашний арест (18-21 августа 1991 г.) на даче в Форосе, расположенной в Крыму, где первый президент СССР проводил отпуск. После провала попытки переворота Горбачев вернулся к исполнению функций президента, но его позиции значительно ослабли. 24 августа 1991 г. он объявил о сложении полномочий Генерального секретаря ЦК и о выходе из КПСС, а реальные функции управления Россией взяло на себя правительство Б. H.Ельцина

 

Предвыборная кампания в президенты

Александр Земляниченко - THE ASSOCIATED PRESS 1996, 3-е место в номинации “Герои новостей”, “Предвыборная кампания в президенты
России”
В преддверии президентских выборов в июне 1996 года Борис Ельцин присоединился к артистам на сцене концерта в Ростове-на-Дону. Энергичность его “выступления” не рассеяла беспокойства о его слабом здоровье, к концу года он перенесет операцию по шунтированию сердца. Однако в двухраундных выборах Ельцин убедительно обошел десять других кандидатов, включая своего главного конкурента Геннадия Зюганова от Коммунистической партии

Олицетворенное отчаяние

Александр Копачев - «Гудок» 1988, 2-е место в номинации “События”, “Олицетворенное отчаяние”.
В декабре 1988 года в советской республике Армения произошло землетрясение, в результате которого погибло почти 70% населения города Спитак.

 

Взорванный реактор

Валерий Зуфаров - ИТАР-ТАСС 1986,1-е место в номинации “Науки и технологии”, “Взорванный реактор”. Сооружение саркофага над 4-м энергоблоком после аварии на Чернобыльской АЭС. Украина, СССР

Фотограф Валерий Зуфаров назвал чернобыльскую катастрофу «бедствием каждого». Во время полета вертолета над ядерным реактором он получил такое большое количество радиации, что новость о получении первого приза застала его на больничной койке.

 

Ночной артобстрел

Владимир Вяткин - РИА «Новости» для журнала “Огонек-2000”,3-е место за репортаж в номинации «Общие новости», «Ночной артобстрел», из серии о чеченской войне.
В Чечне я был многократно, ездил снимать. Моя серия посвящена жизни солдат, десантников, солдат спецназа в боевых условиях. По сути дела, это репортаж, хроника повседневной жизни воинов-десантников.
В. Вяткин

 

Раджиха Джасим (Rajiha Jihad Jassim) с сыном Сарханом

Юрий Козырев - NOOR для журнала TIME 2008,1-е место в номинации “Портреты”, “Раджиха Джасим (Rajiha Jihad Jassim) с сыном Сарханом”. 1 января 2008 г., Багдад, Ирак
Муж этой женщины Гази Свади Тофан был похищен в ноябре 2006 года, с тех пор о нем нет никаких известий. В течение многих месяцев она посещала городской морг, чтобы убедиться, что мужа нет среди мертвых. У нее пятеро детей и закончились все средства к существованию, она не может заплатить даже за проезд в автобусе. Поэтому в морг больше не ходит, но все еще надеется на возвращение мужа.

 

Лиха беда начало!

Началось - и успешно продолжилось, несмотря на все идеологические противоречия. Так, 20 февраля 1978 года жюри World Press Photo признало серию «Рождение человека» Сергея Васильева лучшей. Критики отмечали внимание советского фотографа из Челябинска к повседневной жизни и особую теплоту снимков, которые выгодно отличались от отстраненных снимков большинства западных репортеров (о творчестве этого уникального фотографа редакция Digital Photo готовит отдельный материал).
А вот что вспоминает один из активных участников проекта, генеральный директор Объединения «Фотоцентр» Валерий Никифоров: «В 80-е годы прошлого века, в разгар холодной войны, идеологическое противоборство двух систем достигло апогея. После ППП -«пятилетки пышных похорон», когда три генсека КПСС - Брежнев, Андропов, Черненко - укладывались на церемониальные траурные лафеты один за другим с пугающей частотой, началась эпоха перестройки и пресловутая «горбачевская оттепель». Гласность набирала обороты, многие идеологические шлюзы приоткрылись, в том числе и в русле фотожурналистики.
До этого в мире существовало две противостоящие организации журналистов: МФЖ (Международная федерация журналистов со штаб-квартирой в Брюсселе) и МОЖ (Международная организация журналистов с центром в Праге). Соответственно, международный конкурс пресс-фотографии, проводимый Фондом World Press Photo, отражал взгляды и позиции Запада и стран, разделяющих «идеалы капитализма»; международный конкурс репортерской фотографии «Интерпресс-фото», патронируемый МОЖ, отражал прямо противоположные мировоззренческие принципы государств Варшавского договора и третьих стран, являющихся сторонниками социализма и коммунистической утопии.
Вот на таком политическом фоне состоялся дебют World Press Photo в Советском Союзе. Без ложной скромности скажу, что был инициатором этого события, ставшего знаковым для советской фотожурналистики. В те годы я работал в орган ила пион нетворческом отделе правления Союза журналистов СССР и помимо прочих обязанностей курировал фотожурналистику-такова была практика работы в то время в аппарате СЖ. При СЖ СССР был создан весьма авторитетный (сущая правда) Совет по фотожурналистике, который возглавлял Геннадий Колосов - прекрасный фотограф, замечательный бильд-редактор журнала «Огонек», гибкий дипломат и весьма уважаемый в фотографическом сообществе человек. Первой ласточкой в 1987 г. во взаимодействии с Фондом World Press Photo стало направление на конкурс централизованно от СЖ СССР отобранной Советом по фотожурналистике подборки работ советских фотокорреспондентов. Фотохроника ТАСС снимки своих фотокоров направляла сама.
В это время я начал «интриговать» по поводу проведения первой фотовыставки World Press Photo в Москве. Эту идею, как ни странно, поддержали, и после моей методичной работы по реализации этого проекта вопрос был вынесен на секретариат СЖ. Так было принято решение: выставке быть. И в 1988 году свершилось. В только что построенном Московском дворце молодежи открылась первая выставка по итогам самого престижного и массового мирового конкурса пресс-фотографии, который ежегодно проводился в Амстердаме. Голландцы для премьерного вернисажа в СССР привезли уникальную фотоколлекцию из двух разделов: ретроспективного, куда вошли лучшие кадры World Press Photo за 30 лет, и состоящего из работ победителей и лауреатов по итогам конкурса 1987 года. Так была пробита брешь и началось регулярное экспонирование на разных выставочных площадках столицы выставок World Press Photo, в том числе и в «Фотоцентре» на Гоголевском.
Сегодня, мне кажется, эти выставки уже не являются архисобытийными в фотожизни Москвы. Экстремальных и «кровавых» сюжетов у нас самих хоть отбавляй. А мастерства нашим фотопублицистам не занимать. Тем не менее, выставки вызывают неизменный интерес в силу традиции и «брендовости» конкурса World Press Photo, который на свой страх и риск организовали три голландских фотографа в 1955 году».
Наверное, уважаемый и многоопытный директор «Фотоцентра» прав. А вот выход фотоальбома «Гран-при по-русски» точно и без преувеличения можно назвать «архисобытийным»! Остается лишь пожалеть, что на страницах журнала мы не можем уместить все вошедшие в этот альбом фотографии - они все без исключения лучшие! Редакция журнала Digital Photo (не преследуя при этом никакого коммерческого интереса, а только искусства ради) рекомендует всем, кому посчастливится увидеть это уникальное издание в продаже, непременно приобрести его - оно того более чем стоит. В нем, по сути, - вся история нашей страны (и не только) за последние полвека, отображенная лучшими мастерами отечественной фотографии. На страницах этой книги вызывающие добрую улыбку изображения чередуются с самыми драматичными, кадры рождения детей соседствуют с щемящими сердце снимками, сделанными в захваченном боевиками Беслане и на Пушкинской площади в Москве сразу после теракта, а документальные фотографии спорят по выразительности с художественными. Но все их объединяет одно - высочайшее мастерство их создателей. Кто-то из них делал эти снимки в собственном дворе, а кто-то в космосе. Кто-то откровенно при этом озорничал, а кто-то серьезно рисковал своим здоровьем и даже жизнью. И далеко не каждый, нажимая на кнопку затвора фотокамеры, думал, что, быть может, тем самым создает шедевр. Они просто делали свою работу. Давайте же оценим ее по достоинству!

Игра в баскетбол

Сергей Преображенский - ИТАР ТАСС «Игра в баскетбол» 1956,1-е место в номинации «Спорт»
Мастера спорта СССР Увайса Ахтаева называли “великаном советского баскетбола”. Ахтаев был ростом 2 метра 29 см, При этом весил 196 кг - он был и самым тяжелым баскетболистом в нашей стране. Хотя настоящее имя Ахтаева, уроженца Шатойского района Чечни - Увайс, все его звали Васей. Появление Ахтаева на баскетбольной площадке в свое время стало настоящей сенсацией. В те годы рост самых высоких игроков не превышал 190 см. 17-летний великан производил колоссальное впечатление и осложнил жизнь буквально всех соперников. Тогда еще не было правила трех секунд и лимита 30 секунд, и задача товарищей Ахтаева по команде была проста: завладеть мячом и держать его, пока Вася своим шагом цапли или гусака-великана перемещается от своего щита к кольцу соперников, дать ему высокий пас, а там уж он просто заложит мяч в корзину. Тренеры соперников изобретали различные тактические приемы, суть которых сводилась к тому, чтобы оставлять Ахтаева без мяча, перехватывать все направляемые ему партнерами передачи. Но Увайс-Вася хоть был медлителен, действовал на площадке технично и изобретательно. На матчи с участием Ахтаева собирались толпы народа. Однажды отчаявшиеся соперники решили пойти на “похищение” спортивной обуви и формы баскетболиста. Это было перед матчем «Урал-маш - Буревестник» (алмаатинский клуб, за который и играл спортсмен-гигант). В логике похитителям нельзя было отказать: не так-то просто одеть и обуть Увайса Ахтаева. Алмаатинцы, однако, нашли выход из положения: от ахтаевских туфель были оторваны каблуки, а спортивную форму пришлось заменить повседневными трусами и майкой.
Спортивная карьера Ахтаева окончилась очень рано. В неполные тридцать лет он заболел сахарным диабетом, затем тяжелым воспалением легких. Могучий организм справился с болезнью, но играть в баскетбол врачи ему запретили. В последний раз Увайс приехал в Москву в 1959 г., на 11-ю Спартакиаду народов СССР. Говорят, он, как азартный мальчишка, наблюдал матч за матчем, а потом с грустью сказал; «Я еще вернусь в баскетбол, обязательно вернусь!» Но был уже тяжело болен - ходил с палочкой. Выйти на площадку ему больше не довелось... Увайс Мажитович Ахтаев умер на 48-м году жизни в Грозном. Вася оставил о себе добрую и светлую память не только как талантливый спортсмен, но и как человек широкой кавказской души, доброго сердца. Его именем назван стадион города Грозного.

По мотивам статьи Саид-Эмин Бицоева в «Объединенной газете», декабрь 2004 и из книги Александра Гомельского «Баскетбол. Секреты мастерства»

 

Владимир Мышкин - вратарь хоккейной сборной СССР защищает ворота

Дмитрий Донской - РИА «Новости» 1979,1-е место в номинации “Спорт”, “Владимир Мышкин - вратарь хоккейной сборной СССР защищает ворота”

 

Церемония открытия Спартакиады в Москве

Сергей Киврин – журнал “Советский Союз” 1983, почетное упоминание в номинации «Спорт»
”Церемония открытия Спартакиады в Москве”. Москва. Июль, 1983

 

Лягушачий пируэт

Игорь Уткин - ИТАР-ТАСС  1987,1-е место в номинации «Спорт» «Лягушачий пируэт»
Выступление итальянской спортсменки на турнире по гимнастике на приз газеты Московские новости»

 

P. S.: Департамент культуры города Москвы, высоко оценив значимость выставки, принял решение продлить ее показ: сразу после новогодне-рождественских праздников, с 7 января 2012 года выставка работ советских и российских лауреатов World Press Photo откроется снова там же, в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» еще на полтора месяца и в более широком формате, на двух этажах, благодаря чему можно будет увидеть не только не только титульные снимки из фотосерий, но все фотосерии целиком.

Просмотров: 3 109