Композиция

Это еще одна разновидность объеди­ненных изображений, этичность которых довольно часто ставится под вопрос. Их задача — обмануть зрителя, но исключительно с развлекательной целью. Самые удачные примеры исполь­зования такого приема можно встретить в рекламе и кино. Этот снимок немного отличается от них: в основе его создания лежит стиль шань-шуй — традицион­ные китайские пейзажные композиции, далекие от западных традиций создания изображений. Во-первых, длинная верти­кальная форма холста не характерна для европейской живописи. А во-вторых, цель китайского подхода - передать сущность пейзажа, а не изобразить видимое. Обычно характерные элементы пейзажа размещают­ся вертикально друг над другом, и в самой верхней части, как правило, находится гор­ная вершина.

Долина реки Салуин

Долина реки Салуин. Китай, 2009 г.

Фотосъемка проходила в ущелье у реки Салуин на юго-западе Китая, и позже мне пришла в голову мысль попро­бовать создать фотографию в стиле шань-шуй. Я начал со снимка моста и стал подставлять над ним остальные фотографии, которые я сделал во время почти двухчасового подъема и спуска но ущелью. Сюда входит и снимок Каменной Луны, огромного просвета в скале высо­ко над долиной. Сделать сшивку бес­шовной было невозможно, но конечный результат — композиция, приближенная к традициям шань-шуй, - гораздо выра­зительнее отражает атмосферу этого пейзажа, чем любое цельное изображе­ние. Разобранные слои ниже показыва­ют. каким образом составлялась компо­зиция. Во время обработки для слияния изображений я провел мягким ластиком большого диаметра по их границам.

 

Графическая композиция

Речь идет скорее об иллюстрации, чем о фотографии, и это совершенно другая разновидность графики и комби­нирования изображений. Приведенный здесь снимок представляет собой пример «явной» композиции; это сти­лизованное изображение блюда, пред­назначенное для публикации в книге, все иллюстрации которой изображали миски с лапшой. И как никто не хочет питаться одной только лапшой, так и нашим глазам требуется определенное разнообразие. Однако существует не так уж много способов съемки чаш с лапшой, при которых видны все ингредиенты блюда. Как оказалось, самым оптималь­ным ракурсом оказался вид сверху, и так как сами блюда во многом схожи, я решил разнообразить оформление с помощью графики. В данном случае на снимке запечатлена лапша со свининой чар-сиу. Я сделал рамку из элементов изображения масу (деревянная емкость, в которой летом подают охлажденное саке). В нижней части изображения под блюдом я расположил палочки и деревянную ложку. Путем копирования, комбинирования и коррекции прозрач­ности удалось создать упорядоченную композицию. Достичь подобного эффек­та путем одной только фотосъемки было невозможно.

Лапша со свининой нар-сиу

Лапша со свининой нар-сиу. 1994 г.

Просмотров: 9