Это еще одна разновидность объединенных изображений, этичность которых довольно часто ставится под вопрос. Их задача — обмануть зрителя, но исключительно с развлекательной целью. Самые удачные примеры использования такого приема можно встретить в рекламе и кино. Этот снимок немного отличается от них: в основе его создания лежит стиль шань-шуй — традиционные китайские пейзажные композиции, далекие от западных традиций создания изображений. Во-первых, длинная вертикальная форма холста не характерна для европейской живописи. А во-вторых, цель китайского подхода - передать сущность пейзажа, а не изобразить видимое. Обычно характерные элементы пейзажа размещаются вертикально друг над другом, и в самой верхней части, как правило, находится горная вершина.
Долина реки Салуин. Китай, 2009 г.
Фотосъемка проходила в ущелье у реки Салуин на юго-западе Китая, и позже мне пришла в голову мысль попробовать создать фотографию в стиле шань-шуй. Я начал со снимка моста и стал подставлять над ним остальные фотографии, которые я сделал во время почти двухчасового подъема и спуска но ущелью. Сюда входит и снимок Каменной Луны, огромного просвета в скале высоко над долиной. Сделать сшивку бесшовной было невозможно, но конечный результат — композиция, приближенная к традициям шань-шуй, - гораздо выразительнее отражает атмосферу этого пейзажа, чем любое цельное изображение. Разобранные слои ниже показывают. каким образом составлялась композиция. Во время обработки для слияния изображений я провел мягким ластиком большого диаметра по их границам.
Графическая композиция
Речь идет скорее об иллюстрации, чем о фотографии, и это совершенно другая разновидность графики и комбинирования изображений. Приведенный здесь снимок представляет собой пример «явной» композиции; это стилизованное изображение блюда, предназначенное для публикации в книге, все иллюстрации которой изображали миски с лапшой. И как никто не хочет питаться одной только лапшой, так и нашим глазам требуется определенное разнообразие. Однако существует не так уж много способов съемки чаш с лапшой, при которых видны все ингредиенты блюда. Как оказалось, самым оптимальным ракурсом оказался вид сверху, и так как сами блюда во многом схожи, я решил разнообразить оформление с помощью графики. В данном случае на снимке запечатлена лапша со свининой чар-сиу. Я сделал рамку из элементов изображения масу (деревянная емкость, в которой летом подают охлажденное саке). В нижней части изображения под блюдом я расположил палочки и деревянную ложку. Путем копирования, комбинирования и коррекции прозрачности удалось создать упорядоченную композицию. Достичь подобного эффекта путем одной только фотосъемки было невозможно.
Лапша со свининой нар-сиу. 1994 г.