Совпадение действия
При съемке динамичных сюжетов сложнее всего найти такой способ объединения элементов, при котором их расположение не будет выглядеть беспорядочным. Иногда нужного эффекта можно добиться, выбрав подходящий ракурс или освещение, но чаще приходится полагаться на выбор удачного момента для съемки во время развития действия. На этом снимке изображен храм в южной Индии и статуя быка Нандина, слуги и друга Шивы. Рядом бродит живой бык — довольно обычное явление в Индии. Достаточно ли такого совпадения, чтобы сделать удачный снимок?
Я выжидал, сделал несколько пробных снимков, пока люди приходили, молились и уходили. Фотографии получились не более чем посредственные. И вдруг бык взглянул вверх на статую, а один из паломников нагнулся, чтобы дотронуться до его ног (в Индии это знак уважения), пока другой мужчина потянулся к статуе. Эти независимые действия объединились в одном моменте и внесли порядок в царящий вокруг хаос.
Статуя Нандина. Храм Аннамалаияра, Тамил-Наду. Индия. 1998 г.
Объединение
Первородный грех цифровой фотографии — манипулирование реальностью или, вернее, то, что раньше называли этим термином. Эта практика плавно вошла в нашу жизнь, паразитируя на наивной вере, будто фотография отображает только то, что действительно существует. Прошло много лет, но эта проблема до сих пор вызывает жаркие споры, предметом которых зачастую становится цель, которую фотограф преследовал при цифровом изменении изображения. Пытался ли он обмануть зрителей, снять фото и заставить их поверить в то, что изображение не поддавалось обработке?
А если и пытался, насколько чисты были его помыслы? Оправданием цифровой обработки, как правило,
становится тяга к искусству, а к менее достойным целям можно отнести стремление подзаработать или исправить ошибки, сделанные при съемке. Споры на эту тему можно продолжать вечно, и ни к чему хорошему они, как правило, не приводят. В этом разделе мы рассмотрим способы объединения нескольких снимков в один. Комбинирование изображений применялось еще в доцифровую эпоху, и главной его целью было объединить фотографии таким образом, чтобы они воспринимались как единое целое. За исключением, возможно, одного снимка, приведенные в этой главе примеры не претендуют на звание необработанных оригиналов.