Наложение планов и отражение

Наложение планов

При определенных условиях с помо­щью длиннофокусных объективов - и особенно телеобъективов — можно запечатлевать на снимке нечто подобное послойному наложению вертикальных планов друг на друга (выстроенных друг за другом, как карты в колоде). Именно этот эффект демонстрирует данный сни­мок, сделанный 400-мм телеобъективом в Гранд-Каньоне, штат Аризона. Слои в этом случае создают изгибы ущелья, но важную роль играют и другие факторы: точка съемки, достаточно высокая, чтобы были видны все горные уступы, а также летний туман и контровое освещение, скрывающие детали каждого плана и создающие ощущение их двухмерности. Из-за эффекта сжатия, создаваемого за счет большого фокусного расстояния, все уступы кажутся одинакового размера. В резуль­тате получился скорее абстрактный сни­мок, что нечасто возможно в пейзажной фотографии, а потому особенно ценно. Отмечу, что для достижения макси­мального эффекта все элементы сюжета должны быть в фокусе, что при работе с телеобъективом требует настройки очень узкой диафрагмы (в нашем случае 32) и большой выдержки, из-за которой повышается риск смещения камеры в момент срабатывания затвора.

Гранд-Каньон

Гранд-Каньон. Штат Аризона, США, 1990 г.

Отражение

Запечатление отражения сюжета зача­стую приводит к созданию очень интересных снимков за счет искажений на этом новом слое и деталей самой отражаю­щей поверхности. Здесь, на снимке пагоды Шведагон в Янгоне, искажения играют ключевую роль. Колонны украшены зер­кальной мозаикой в бирманском стиле, и все зеркальные элементы расположены под разными углами. Съемка крупным пла­ном и фокусировка по отражению храма позволили запечатлеть сюжет, слои кото­рого накладываются друг на друга, но при этом его элементы остаются узнаваемыми. Золотые ступы повторяются в отражении, и мне оставалось лишь найти подходящий ракурс, чтобы запечатлеть на снимке пару людей для передачи масштаба и созда­ния контекста. Можно было бы взять в фокус большую часть колонны и мозаики, используя более узкую диафрагму или даже применив слияние плоскостей фоку­сировки, но тогда не удалось бы столь же резко запечатлеть перекрыва­ющие друг друга слои неба и ступ.

Отражение на колонне

Отражение на колонне. Пагода Шведагон, Янгон, Мьянма. 2009 г.

Просмотров: 8