Далекое и близкое
Энсел Адамс широко применял в своих работах сопоставление близко расположенных и отдаленных объектов - включение в кадр элемента переднего плана и элемента заднего плана, оба из которых выглядят резкими в кадре, с целью подчеркнуть некую связь между ними. Адамс использовал этот прием в пейзажной фотографии и уделял огромное внимание деталям. Недостаточно просто сфотографировать камень на фоне горы — необходимо провести между ними визуальную или смысловую параллель, для чего больше подходят широкоугольные объективы. На этом снимке запечатлена традиционная китайская рыбалка с бакланами на озере в Юньнане. Мне он нравится в первую очередь тем, что я никогда не видел баклана так близко, а во-вторых, на нем мы видим и рыбу в клюве птицы, и шнур на шее баклана, мешающий ему проглотить добычу. Но самый главный фактор успеха снимка — удачное расположение птицы относительно лодки и рыбака.
Рыбалка с бакланами. Озеро Эрхай, Юньнань, Китай, 2007 г.
Эффект сжатия
Эту главу можно было включить в раздел «Оптические эффекты», так как в ней рассматривается одно из свойств телеобъектива. На снимке изображен мост Миллениум в Лондоне (который прозвали шатким: в день его открытия огромный поток пешеходов вызвал резонанс, и мост начал раскачиваться, после чего его закрыли на реконструкцию). На фотографии справа запечатлен вид с южного берега Темзы на Собор Святого Павла. Для сравнения ниже представлен вид с северного берега, снятый с фокусным расстоянием 600 мм, и эта фотография — классический пример «сжатия». Чтобы добиться такого эффекта, нужно снимать с большим фокусным расстоянием. Но обратите внимание, что изгиб моста кажется более крутым, чем на самом деле, а фигуры всех пешеходов получились примерно одного размера. Даже люди на противоположном берегу хорошо видны на снимке, и именно связь между ними и пешеходами на мосту делает снимок выразительным.
Мост Миллениум. Лондон, 2012 г.