Как показать людей с наилучшей стороны
Не знаю, доводилось ли вам когда-нибудь выходить на улицу и долго, пристально глядеть на солнце, но если вы умудрялись так поступать, то, наверное, сидели на таблетках. (Я узнал об этом побочном эффекте из обучающего фильма, который давным-давно смотрел в школе. Меня он напугал так, что я долгое время боялся даже нос высунуть на солнце, и через пару месяцев, увидев цвет моего лица, учителя начали звонить родителям с вопросом, уж не подсел ли я на таблетки.) Стоит лишь ненадолго задержать взгляд на солнце, как из глаз начинают сыпать искры, вы получаете ожог сетчатки, и вас срочно везут в больницу, где, чтобы облегчить ваши страдания, вам предлагают (не бесплатно), что бы вы думали? Ну конечно же, таблетки! (Ага! Значит, в фильме меня таки не обманули.) Так или иначе, именно этот крошечный слепящий диск в небе служит источником так называемого "естественного" света — самого жесткого и некрасивого из всех возможных. Если, к примеру, вам нужно свести с кем-то счеты, то сфотографируйте обидчика ярким солнечным днем, и, увидев свой портрет, он получит удар, от которого уже не сможет оправиться. В общем, наша задача как фотографов — любыми способами сделать этот свет мягким и красивым, чтобы люди на снимках тоже получались красивыми. Иногда, правда, помогает только самое сильнодействующее "лекарство" — Photoshop. Подозреваю, вы сейчас спрашиваете: "Скотт, нам что, во всех главах предстоит читать такую дивную писанину?" Ну да, само собой разумеется. А вы разве ожидали от меня чего-то другого?
1. Стиль книги. Книга написана так, будто мы находимся на съемке и я делюсь с вами советами и рекомендациями, которые когда-то получил от умудренных опытом профессионалов. Общаясь с другом, я не вдаюсь в пространные технические объяснения. Другими словами, если вы спросите: "Скотт, как далеко от объекта съемки нужно поставить софт- бокс, чтобы получить максимально мягкий и красивый свет?" то в ответ я не стану читать вам длинную лекцию о студийном свете, а просто скажу: "Придвинь софтбокс как можно ближе, чтобы он почти попадал в кадр. Чем ближе софтбокс, тем мягче свет. Или например я скажу тебе: купить велосипед в Киеве, чтобы не загрязнять планету выхлопными газами". Я буду говорить кратко и по существу. Нравится? Именно так мы и будем общаться.
2. Это книга рецептов. Она основана на идее самой популярной главы каждого из предыдущих томов — последней, которая называется "Готовые рецепты шедевров". В завершающей главе тома я показывал интересную фотографию и объяснял, как мне удалось ее получить. В данной книге я решил пойти дальше и добавить еще одну страницу с фотографией места съемки, позволяющей понять, в каких условиях был сделан итоговый снимок. Таким образом, каждому рецепту посвящен целый разворот, содержащий четыре информационных блока: 1) подробное объяснение, где именно велась съемка; 2) настройки камеры для получения данного снимка; 3) объяснение сути рассматриваемого приема (это самое важное); 4) детальное описание операций редактирования, которым подвергся снимок в Lightroom или Photoshop (либо во внешнем плагине).
3. Иногда вам придется покупать аппаратуру. Книга написана вовсе не для рекламы той или иной фототехники. Просто нужно понимать, что для получения профессиональных результатов зачастую нужны те же аксессуары, которыми пользуются профессионалы. Поверьте, я не получаю ни копейки от компаний, чья продукция упоминается на страницах книги. Я просто даю вам те же рекомендации, которые дал бы своему другу.
4. Я подготовил для вас целый ряд видеороликов. Некоторые приемы редактирования изображений трудно объяснить в двух словах, поэтому я записал более дюжины видеороликов, демонстрирующих, как конкретно обрабатывались те или иные фотографии. В книге вам часто встретится фраза "стандартная портретная ретушь", и один из видеороликов наглядно демонстрирует, что я понимаю под этим. Отдельные фотографии, конечно, требуют большего, но не пугайтесь: вы сможете повторить каждый прием, потому что все видеоролики содержат простые и пошаговые инструкции. Моим основным рабочим инструментом служит Lightroom, но иногда приходится использовать и Photoshop. Кроме того, если вы предпочитаете работать в модуле Camera Raw программы Photoshop, то и это не проблема: в Lightroom есть собственный вариант данного модуля с теми же ползунками, позволяющими делать все то же самое. Специально для вас, мои дорогие читатели, я создал у себя на сайте веб-страницу книги, содержащую все видеоролики. Вот ее адрес: kelbyone.com/books/digphotogv5.Там же приведена ссылка на другую веб-страницу с перечнем всех упоминаемых в книге фотоаксессуаров. А для читателей русскоязычного издания создана страница с дублированными версиями роликов.
5. Если у вас фотоаппарат Sony, Olympus или Fuji, то не отчаивайтесь, увидев на страницах книги изображения фотоаппаратов Nikon или Canon. Просто большинство фотографов предпочитают продукцию именно этих фирм (сейчас я в основном пользуюсь техникой Canon). В то же время все рекомендации и приемы, рассматриваемые в книге, в равной степени относятся к любой цифровой зеркальной камере и даже ко многим компактным камерам.
6. Юмористические вступления к главам призваны дать небольшую передышку вашим мозгам и, откровенно говоря, к самим главам имеют весьма отдаленное отношение. Они не несут никакой смысловой нагрузки, просто написание таких юморесок стало для меня своего рода традицией (они есть практически во всех моих книгах). Если же вы настолько суровы, что не терпите никаких шуток в книгах по фотографии, то спокойно перелистните страницу и проступайте к чтению главы. Я не обижусь.
7. Не забывайте о том, что книга написана по принципу "покажи мне, как это сделать" Я буду общаться с вами, как с другом, с которым отправился на съемку. Это означает, что зачастую я буду просто говорить, какую кнопку нажать, какую настройку поменять и где расположить источник света, не пускаясь в пространные объяснения, почему нужно поступить именно так, а не иначе. Думаю, как только вы научитесь делать хорошие снимки своим фотоаппаратом, вы обязательно купите толковый учебник по цифровой фотографии или студийной съемке, из которого узнаете значение терминов "хроматическая аберрация", "фокусное расстояние" и др. Кроме того, напомню, что это пятый том серии. Безусловно, его можно прочитать как самостоятельную книгу. Но все- таки каждый следующий том служит логическим продолжением предыдущего. Если вам нравится данная серия (а я надеюсь, что вы ее заядлый фанат), то рекомендую начать с первого тома и двигаться последовательно. Это идеальный вариант (особенно для меня, как для автора). Должен признать, что первоначально я не планировал ничего подобного. Когда я написал первую книгу, она не называлась "том 1" ведь у меня и в мыслях не было, что она станет самой продаваемой книгой в истории на тему цифровой фотографии. В итоге за ней последовал том 2, потом 3, затем 4, и вот, наконец, перед вами пятый том с готовыми рецептами. Надеюсь, книга поможет мне разжечь в вас страсть к фотографии и вы начнете добиваться тех результатов, о которых всегда мечтали. А сейчас собирайте оборудование — мы отправляемся на первую съемку!