Акцент
Убедитесь, что всё, что включено в кадр, так или иначе подчеркивает или отражает вашу основную тему, но не противоречит ей. Проблема в том, что на фотографии фиксируется слишком многое, поэтому вам нужно уметь выделить основной объект (или объекты) на фоне остального изображения. Существует несколько проверенных способов выделить главное. Один из них заключается в том, чтобы все линии внутри кадра вели к основному объекту. Вы также можете выделить главный объект изображения, перечеркнув им горизонт.
Рис. 8.29. Эта фотография самолета, взлетающего из аэропорта Хитроу, сделана с низкого ракурса, чтобы показать отношения самолета и пейзажа
Когда я хочу обновить оборудование я просто продаю свою старую технику, добавляю немного денег и покупаю камеру следующей модели с рук у фотографов из своего же города. В этом мне очень помогает доска бесплатных объявлений.
Другой способ сделать акцент на основном объекте изображения - поместить его на контрастном фоне или сделать контрастное обрамление. Здесь снова важен выбор освещения, а также настроек камеры, что тоже помогает выделить предмет на фоне окружения. Если предметы находятся на разном расстоянии, уменьшите глубину резкости, если один из них движется относительно другого, используйте технику проводки.
Выигрышно разместить предмет в кадре вам поможет применение правила третей (см. рис. 8.34 и 8.35). На область изображения накладывается воображаемая решетка, создающая четыре нецентральных точки пересечения, которые являются выгодными местами для расположения основного объекта. (Похожее правило, очень распространенное в архитектуре и живописи, называется правилом золотого сечения. В нем вместо пропорции 1:2 используется пропорция 5:8.) Другие правила, схожие с этими, включают теорию Ролана Барта о точках в фотографии (см. Камера Люцида) и умение Картье-Брессона кадрировать избранные моменты так, чтобы взгляд зрителя падал на нужную часть изображения.
Рис. 8.34. Вверху: так называемое правило третей. Разделите каждую сторону кадра натри части и проведите пересекающиеся линии. В местах пересечений можно разместить основной объект. Внизу классическая идеальная пропорция - правило золотого сечения (применимое как для самого формата фотографии, так и для компоновки предметов внутри кадра). Рисуем квадрат, из центра одной из сторон проводим линию к противоположному углу и получаем радиус дуги. Это дает пропорции прямоугольника с соотношением сторон 5:8
Рис 8.35 Наташа Каруана использует правило третей, чтобы разделить части своей фотографии- из серии «Другая женщина»
Держите эти правила в голове, но не ограничивайтесь ими и не позволяйте им препятствовать вашем)' развитию (точно так же не используйте всегда только объектив с нормальным фокусным расстоянием). Иногда спокойствие или напряжение на снимке лучше подчеркнуть, поместив основной объект в центре или в углу. На снимке также может быть два акцентируемых объекта. Привлечь внимание к ним вы можете, расположив их в противоположных частях кадра так, чтобы взгляд зрителя передвигался от одного края к другому, сравнивая, обращая внимание на расстояние и пространство. Конечно, с цифровой манипуляцией объекты на фотографии и целые пространства можно вырезать и подвинуть или вообще убрать. Поэтому вам понадобится развить в себе эти навыки настолько, чтобы делать подобные переходы очень плавно.
Компоновка движения
Восприятие движущихся объектов на изображении можно изменить, выбрав определенную композицию и момент съемки. Представьте, что кадр - это сцена. Если действие заполняет весь кадр и основной объект повернут вглубь, то создается впечатление, что действие только что началось. Но если он обращен лицом к зрителю, а все пространство остается за ним, кажется, что он уже прошел это расстояние, и действие завершено.
Движение будет казаться более динамичным и агрессивным, если вы расположите движущийся объект по диагонали кадра, при этом добавляя угловатые вертикальные и горизонтальные линии и по возможности заставляя их сходиться вместе. Помните, что даже если в кадре нет резких линий, большая выдержка плюс, при необходимости, зумирование или проводка превратят области светов в яркие нечеткие линии. Тех же эффектов можно добиться при цифровой обработке снимка.
Момент, выбранный для съемки движущихся объектов и динамичных ситуаций, может создать или разрушить снимок. Быстрая реакция позволит вам выбрать и зафиксировать один короткий решающий момент, суммирующий целое событие или ситуацию. Это может быть мимолетное выражение лица, ключевое действие (например, срывание финишной ленты на беговой дорожке) или же просто два предмета, на короткое время оказавшиеся в одной сцене и выражающие что-то через противопоставление друг другу. Вероятно, съемка одного кадра в секунду позволит зафиксировать все события. Однако важный момент все-таки можно упустить. Лучше всего суметь сделать снимок за доли секунды. Кроп, как на рис. 8.36, также поможет подчеркнуть важное действие или событие. Основная часть документальных снимков, в которых есть быстро движущиеся объекты, были выбраны из серии (см. рис. 8.37); с цифровой камерой вы можете сразу увидеть, получилось ли у вас что-то или нет. Однако часто бывает, что сначала фотография кажется вам неудачной, а потом, через годы, ваше мнение меняется. Так что не удаляйте изображение сразу.
Рис. 8.36. Оба снимка взяты с одного и того же негатива. Кроп подчеркивает действие
Рис. 8.37. Контактный отпечаток с документальных снимков: много фотографий сделано, но использована лишь одна - маркером отмечено выбранное изображение