Вы можете далеко продвинуться, рассматривая сам объект. Однако компоновать картинку необходимо, глядя на нее через видоискатель камеры, поскольку при этом возникают новые обстоятельства, которые меняют восприятие и влияют на результат. Одни могут быть полезны в большей степени, другие - в меньшей. С цифровыми камерами и полароидами вы видите, как выглядит ваша композиция до нажатия затвора. Это очень полезно в коммерческой фотографии или если вы не уверены, какой результат вам нужен. Многие фотографы, работающие в большом формате, используют полароиды, чтобы проверить композицию и экспозицию. Сейчас цифровые камеры вытесняют полароиды.
Самое очевидное изменение, произошедшее после того, как вы взглянули на объект через камеру - это то, что теперь вам нужно работать в пределах кадра, ограниченного краями, углами и двумя измерениями. Видоискатель или фокусировочный экран - как лист бумаги. Вам не нужно на нем рисовать, но нужно уметь видеть и компоновать изображение внутри кадра, обращать внимание на баланс, пропорции тонов или цвета, линии, подходящее место расположения основного объекта и т.д. Некоторые видоискатели упрощают процесс компоновки предметов, с другими это не так легко. Если на вашем фотоаппарате простенький видоискатель или экран с перевернутым изображением, вам нужно больше времени и навыков, чтобы построить изображение, чем если вы используете зеркальную камеру с современным видоискателем. Цифровые камеры позволяют упростить процесс, также вы можете снимать больше фотографий, и у вас больше шансов получить то, что вы хотите, особенно при съемке движущегося объекта. На экране цифровой камеры можно показывать результаты работы потенциальным клиентам, но осторожно - конечное качество может отличаться. Использование камеры как глаза означает, что вы достигли высокого уровня мастерства.
Рис. 8.23. О Чанг использует низкую точку съемки, чтобы создать портрет ребенка
Пропорции
Большинство камер дает прямоугольное изображение, поэтому прежде всего вам нужно решить, делать ли снимок вертикальным или горизонтальным. Иногда выбор определяется пропорциями самого предмета, иногда - назначением снимка (горизонтальный формат подходит для телевизионных и компьютерных экранов, вертикальный - для открыток и обложек журналов). Однако чаще всего вы можете выбирать сами.
Горизонтальные изображения воспринимаются легче, возможно, из-за горизонтального расположения наших глаз или потому; что такие форматы соответствуют кадру фильма или экрану монитора Горизонтальное изображение подчеркивает движение по горизонтали и направление линий (рис. 8.26), особенно если фотография узкая и продолговатая. В пейзажах (см. рис. 8.16) горизонтальный формат обращает внимание на линию неба и создает общее впечатление простора, стабильности.
Рис 8.26.Тажреш, Иран, ночь-фотография Афшина Декорди. Скомпонована с помощью выбора точки съемки и бокового освещения, чтобы показать горизонтальный поток, связанный с размытыми огнями города на фоне
На вертикальных изображениях предметы смотрятся немного вытянутыми по вертикали. Здесь уже нет такой стабильности, прочности, и благодаря этому доминирует, выделяется основной объект. Особо выделяются вертикальные линии, возможно, потому; что мы больше склонны сравнивать предметы в верхней и нижней части фотографии, а не слева и справа, и наш взгляд движется вертикально.
Квадратный формат - это отдельная тема. Он используется для портретов. Каждый угол фотографии одинаково удален от центра, и поэтому появляется эффект симметрии. Многие фотографы избегают этого формата, но при удачном использовании он очень эффективен. Движение в таком формате снимать сложно, но снимок Энтони Хоги (рис. 8.28) показывает, что квадратный формат можно использовать и сдвижением. Портреты, как на рис. 8.3, действительно получаются более сильными, так как лицо и плечи удерживаются рамкой.
Конечно, во время съемки вы не всегда ограничены соотношениями высоты и ширины предмета. Вертикальный предмет можно разместить на горизонтальном листе, используя «рамку в рамке», то есть внутри естественного обрамления, созданного деревьями или зданиями, или на фоне дверного проема, окна или зеркала. Также возможно кадрировать отпечаток при печати, меняя пропорции, делая снимок более узким или квадратным. Цифровое фото можно обрезать и прямо в камере, но не всегда, или во время обработки.
Некоторые выдающиеся фотографы не принимают таких манипуляций и даже воспроизводят рамку вокруг отпечатка, чтобы подчеркнуть, что изображение осталось таким же, каким было в камере. С развитием цифровых технологий эти идеи более или менее померкли, и многие считают, что вовсе необязательно оставлять фото неизменным. Если вы профессионал, вам придется подгонять пропорции к требованиям.
Рис. 8.24.С помощью собственных рук или рамки для слайдов прикиньте, как будет смотреться выбранная сцена на фотографии. Расположите рамку перед собой на расстоянии, равном фокусному расстоянию вашего объектива, чтобы посмотреть, что поместится в кадр. Переместите рамку, чтобы испытать другие фокусные расстояния
Рис.8.25. Выражения лиц этих женщин показывают, что они чувствуют, общаясь друг с другом.
Рис. 8.28. Энтони Хоти использует весь квадрат изображения для показа жизни ирландской семьи, и все, что он хочет показать, содержится в рамке