Текстура
Понятие текстуры связано с поверхностью предмета: например, плотная ровная кожица у яблока или испещренная дырочками поверхность проржавевшего металла. Это могут быть морщинистые контуры далекой горной цепи или находящийся вблизи кирпич. Текстура дает представление о свойствах определенных материалов, напоминает, какие они на ощупь. Текстура - это также символ быстротечности времени, от цветения юности до морщин старости. Предметы, которые сочетают несколько текстур, особенно интересны, потому что текстуры могут контрастировать или оттенять друг друга.
На рис. 8.5 текстуры показаны с помощью света. Если вы работаете с непростой поверхностью, пробуйте использовать освещение.
Чтобы скрыть текстуру объекта, используйте либо фронтальное освещение, либо задний свет, который превратит объект- в силуэт. Некоторые из этих эффектов вы также сможете создать с помощью компьютерных программ.
Рис. 8.4. Марк Болланд. Фотография Сфинкса, в которой сконцентрирована история и мифология
Рис. 8.5. (a) Естественное освещение этой фотографии, сделанной в макро, подчеркивает текстуру краски и поверхности стены. (b) Вспышка со стороны помогает подчеркнуть текстуру граффити на дереве на этой фотографии Наташи Каруана
Узор
Человеческому глазу приятны всевозможные узоры, от регулярных и формальных до причудливых и эксцентричных (рис. 8.7). Обнаружив своего рода узор в какой-либо сцене и использовав его, вы придадите изображению выразительность и даже сможете превратить хаотичный набор предметов в некое приемлемое целое. Используя цифровые технологии, узоры можно создавать практически из любого изображения.
Рис. 8.7. Узор часто создается смесью форм и теней. Свет, струящийся через окно, которое находится за листом растения, проникает через занавеску, создавая такой же узор на комнатном растении
Узор может создаваться из некоторого количества элементов, одинаковых по размеру, форме и цвету, но по-разному расположенных (например, опавшие листья). Хорошие узоры, те, рядах все кажется упорядоченным и повторяющимся. Вы можете экспериментировать с эффектами точки съемки, фокусного расстояния, освещения, использования фильтров с черно-белыми материалами. Что касается освещения, здесь нет четких правил. Иногда трехмерные предметы, резко освещенные боковым светом, создают четкий узор из светлых и темных областей. Иногда тень от невидимого предмета с просветами отбрасывается на весь объект изображения, вуалируя его истинные формы. В других случаях мягкое фронтальное освещение лучше всего покажет детали и скроет отвлекающую текстуру, в которую часто превращается двухмерный узор (рис. 8.8).
Рис. 8.8. Благодаря тщательно продуманной точке съемки фотография Джека Делано разделяется на три области, причем каждая-со своим рисунком. Ровное освещение позволяет сравнить небо и забор. Создается ощущение, что объекты на фотографии находятся не в отдалении друг от друга, а в одной плоскости, один над другим
Узор - это как музыкальный ритм, который иногда доминирует, но чаще используется как фон, подчеркивая основную тему или контрастируя с ней. На самом деле часто именно разрушение узора подчеркивает характеристики главного предмета изображения. В каком-то смысле, каждая фотография - это узор. Цвет сам по себе может создать узор (см. рис. 8.9), и именно благодаря этому узору становится ясен смысл фотографии.
Рис. 8.9. Цвет искусственного освещения на улице падает на деревья и создает узор ветвей на ночном небе. Из серии «Лес» Пола Сиврайта
Форма
Форма связана с объемом и размерами трехмерного объекта. Лучше всего она отображается на плоском изображении с помощью светотени, хотя не менее выразительным может быть изображение объекта как плоской фигуры. В фотографии может быть использована лишь одна форма, или множество, или вообще ни одной. Формы есть везде - это и человеческая фигура, и монументальные очертания огромной скалы, и крупинка соли. Формы варьируются от ежедневных острых объектов с кухни - нежных форм обычного овоща (рис. 8.10) - до более сложных геометрических форм зданий. Некоторые выразительные формы на самом деле мимолетны и физически неощутимы. Таковы облака, волны, быстро меняющие очертания флаги, развевающиеся на ветру.
Рис. 8.10. Форма, выраженная с помощью мягкого освещения и богатства тонов. Эдвард Уэстон создал эту фотографию перца, используя дневной свет
Учитесь видеть формы независимо от их реального назначения. Нагромождение старых барабанов или простой шарик из бумаги могут быть объектом для творческого воображения фотографа точно так же, как великолепный стильный автомобиль. Часто это становится вызовом - превратить что-то ординарное и заурядное в новое и необычное. Здесь нужно правильно выбрать направление камеры, перспективу, освещение и качественно сделать отпечаток.