Построение композиции – текстура, узор и форма

Текстура

Понятие текстуры связано с поверхностью предмета: например, плотная ровная кожица у яблока или испещренная дырочками поверхность проржавевшего металла. Это могут быть морщинистые контуры далекой горной цепи или находящийся вблизи кирпич. Текстура дает представление о свойствах определенных материалов, напоминает, какие они на ощупь. Текстура - это также символ быстротечности времени, от цветения юности до морщин старости. Предметы, которые сочетают несколько текстур, особенно интересны, потому что текстуры могут контрастировать или оттенять друг друга.

На рис. 8.5 текстуры показаны с помощью света. Если вы работаете с непростой поверхностью, пробуйте использовать освещение.

Чтобы скрыть текстуру объекта, используйте либо фронтальное освещение, либо задний свет, который превратит объект- в силуэт. Некоторые из этих эффектов вы также сможете создать с помощью компьютерных программ.

фотография сфинкса

Рис. 8.4. Марк Болланд. Фотография Сфинкса, в которой сконцентрирована история и мифология

естественное освещение

Рис. 8.5. (a) Естественное освещение этой фотографии, сделанной в макро, подчеркивает текстуру краски и поверхности стены. (b) Вспышка со стороны помогает подчеркнуть текстуру граффити на дереве на этой фотографии Наташи Каруана

 

Узор

Человеческому глазу приятны всевозможные узоры, от регулярных и формальных до причудливых и эксцентричных (рис. 8.7). Обнаружив своего рода узор в какой-либо сцене и использовав его, вы придадите изображению выразительность и даже сможете превратить хаотичный набор предметов в некое приемлемое целое. Используя цифровые технологии, узоры можно создавать практически из любого изображения.

различные узоры

Рис. 8.7. Узор часто создается смесью форм и теней. Свет, струящийся через окно, которое находится за листом растения, проникает через занавеску, создавая такой же узор на комнатном растении

Узор может создаваться из некоторого количества элементов, одинаковых по размеру, форме и цвету, но по-разному расположенных (например, опавшие листья). Хорошие узоры, те, рядах все кажется упорядоченным и повторяющимся. Вы можете экспериментировать с эффектами точки съемки, фокусного расстояния, освещения, использования фильтров с черно-белыми материалами. Что касается освещения, здесь нет четких правил. Иногда трехмерные предметы, резко освещенные боковым светом, создают четкий узор из светлых и темных областей. Иногда тень от невидимого предмета с просветами отбрасывается на весь объект изображения, вуалируя его истинные формы. В других случаях мягкое фронтальное освещение лучше всего покажет детали и скроет отвлекающую текстуру, в которую часто превращается двухмерный узор (рис. 8.8).

ровное освещение неба и забора

Рис. 8.8. Благодаря тщательно продуманной точке съемки фотография Джека Делано разделяется на три области, причем каждая-со своим рисунком. Ровное освещение позволяет сравнить небо и забор. Создается ощущение, что объекты на фотографии находятся не в отдалении друг от друга, а в одной плоскости, один над другим

Узор - это как музыкальный ритм, который иногда доминирует, но чаще используется как фон, подчеркивая основную тему или контрастируя с ней. На самом деле часто именно разрушение узора подчеркивает характеристики главного предмета изображения. В каком-то смысле, каждая фотография - это узор. Цвет сам по себе может создать узор (см. рис. 8.9), и именно благодаря этому узору становится ясен смысл фотографии.

цвет искусственного освещения
Рис. 8.9. Цвет искусственного освещения на улице падает на деревья и создает узор ветвей на ночном небе. Из серии «Лес» Пола Сиврайта

 

Форма

 

Форма связана с объемом и размерами трехмерного объекта. Лучше всего она отображается на плоском изображении с помощью светотени, хотя не менее выразительным может быть изобра­жение объекта как плоской фигуры. В фотографии может быть использована лишь одна форма, или множество, или вообще ни одной. Формы есть везде - это и человеческая фигура, и мону­ментальные очертания огромной скалы, и крупинка соли. Формы варьируются от ежедневных острых объектов с кухни - нежных форм обычного овоща (рис. 8.10) - до более сложных геоме­трических форм зданий. Некоторые выразительные формы на самом деле мимолетны и физически неощутимы. Таковы об­лака, волны, быстро меняю­щие очертания флаги, разве­вающиеся на ветру.

мягкое освещение

Рис. 8.10. Форма, выраженная с помощью мягкого освещения и богатства тонов. Эдвард Уэстон создал эту фотографию перца, используя дневной свет

Учитесь видеть формы не­зависимо от их реального на­значения. Нагромождение старых барабанов или про­стой шарик из бумаги могут быть объектом для творческо­го воображения фотографа точно так же, как великолеп­ный стильный автомобиль. Часто это становится вызо­вом - превратить что-то орди­нарное и заурядное в новое и необычное. Здесь нужно правильно выбрать направле­ние камеры, перспективу, ос­вещение и качественно сде­лать отпечаток.

Просмотров: 90