Умение видеть
Мы склонны принимать вещи такими, какие они есть. У нас нет времени, чтобы уделять им пристальное внимание. На самом деле мы почти всегда не смотрим на предметы внимательно, а просто воспринимаем их как данность. Вы действительно исследовали этот стол, это яблоко в вазе, камень, принесенный из сада? Представьте, что вы только что прилетели с другой планеты, никогда раньше не видели этих предметов и решили впервые их рассмотреть и оценить. Попытайтесь набросать список основных визуальных характеристик предмета, которые вы воспринимаете, рассматривая, например, стол. Он обладает особой формой, текстурой, узором, цветом, тоном. Подумайте об истории объекта — в вазе может лежать только один вид фруктов, некоторые из них могут быть уже вялыми, а некоторые — свежими.
Каждый предмет в этом смысле индивидуален, и любой фотограф может провести свой собственный анализ, отмечая, какие характеристики предмета больше всего бросаются ему в глаза. Здесь нет правильных и неправильных оценок. Это зависит только от вас: вы как фотограф можете выражать свои чувства, а не просто фиксировать все, что попадает в поле зрения вашей камеры.
Возможно, вас, как и большинство людей, вдохновит смена обстановки, например поездка за границу или просто посещение какого-нибудь необычного здания. Вы увидите новые вещи, оцените их по новому. По прошествии какого-то времени вы привыкнете к новому месту, оно станет обычным для вас, предметы перестанут вызывать живой интерес. Маленький ребенок исследует (рассматривает, кусает, сжимает) каждый новый материал, который встречается ему, проводя примитивный анализ — твердое или мягкое, грубое или гладкое. Хороший фотограф должен сохранять эту способность свежего взгляда на вещи и ситуации. С этого и нужно начинать, выбирая, что именно способно сделать ваш снимок выдающимся (см. рис. 8.1).
Рис. 8.1. Комический эффектна визуальном каламбуре Эллиотта Эрвитта (Elliott Erwitt) отчасти создается самими объектами, но гораздо важнее его умение находить ту единственно возможную точку съемки, которая отвечала бы форме объектов, их размерам и размещению в границах кадра
Создать бизнес без наставника чертовски сложный процесс, приходится самостоятельно набивать новые шишки вместо того чтобы сознательно воспользоваться помощью квалифицированного спецалиста и пройти Бизнес-тренинг лидерство, который избавит вас от множетсва подводных камней.
Форма на плоскости
Использование отчетливых плоских форм или контуров — один из самых действенных способов изображения предмета или человека. Это смотрится особенно эффектно, если виден только силуэт или тень. Форму может создавать только один предмет, или же это может быть совокупность предметов. Фотография на рис. 8.2. воздействует на зрителя благодаря форме шляпы и лица человека. Однако если на фотографии несколько выделенных форм, есть возможность их сравнить, причем могут быть связаны различные объекты.
Рис. 8.2. Восточный Техас. Документальный проект Расселла Ли. Здесь используется простая форма и прямое отношение предмета съемки к камере
Рис. 8.3. Портрет героя Голландского рождества, Черного Пита, использует квадратную форму для того, чтобы можно было поместить предмет в подобие картины
Часто формы повторяются в резко очерченных тенях, что помогает придумать интересные вариации, когда тень падает на скошенную или неровную поверхность. С помощью сильного бокового освещения можно создать тень одного предмета на другом (например, портрет анфас, при этом тень в профиль падает на ближайшую стену). Формы теней также сообщают о предметах, которые не попадают в кадр (рис. 8.6).
Рис. 8.6. Тени можно использовать, чтобы увеличить невидимого человека, как на этом автопортрете Кристиана Нолла.
Лучший способ подчеркнуть форму предмета — использовать правильную точку съемки и освещение. Старайтесь сделать более простым и ясным контур объекта с помощью контрастирующего с ним, желательно однородного тона. Уменьшение глубины резко изображаемого пространства поможет отделить форму от деталей фона.
Если вы работаете с цифровой камерой, вы сможете добавить тени и силуэты в стадии постобработки, используя программы для обработки фотографий.