Неважно, используете вы однообъективную зеркальную фотокамеру, фотокамеру с разными объективами или мыльницу, вам скоро захочется узнать больше о разных фокусных расстояниях. Почти для всех камер существуют аксессуары - от треног и других штативов до вспышек и сумок, множество из которых можно рассматривать как важное оборудование для камеры.
Зачем менять фокусное расстояние?
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием считаются стандартными для камер, которые рассматриваются в последней части. Обычно это 50 мм для 35-мм камер, 28 мм для цифровых зеркальных фотокамер, 100 мм для формата 60 х70 и 150 мм для 5x4 дюйма. Большинство из этих комбинаций дают угол зрения около 45°.
Чтобы понять, почему 45° считаются стандартом, посмотрите через 35-мм зеркальную камеру, оборудованную стандартным объективом на 55 мм, держа ее вертикально и открыв оба глаза. Сравните детали на экране и то, что вы видите своими глазами. Невооруженный глаз видит большую часть того, что вокруг, а на изображении, ограниченном экраном камеры, относительные размеры предметов на разном расстоянии совпадают с тем, что вы видите.
Рис. 5.1. Изменение фокусного расстояния при одинаковом формате изображения меняет угол зрения и количество предметов на изображении.
Если вы при том же формате камеры меняете объектив, вы можете:
1. Изменить угол зрения (увеличить или уменьшить детали);
2. Понять, как далеко или как близко вы от предмета.
Каждое из этих изменений влияет на композицию вашего изображения.
Рис. 5.2. Угол зрения, который дают объективы с разным фокусным расстоянием, используемые на камере формата 35 мм.
Слева - тот же вид, сфотографированный разными объективами, при этом камера оставалась в одной и той же позиции
Изменение композиции изображения
Меняя объектив камеры на объектив с большим фокусным расстоянием, вы можете увеличивать детали изображения за счет того, что в поле вашего зрения не поместится все изображение целиком, а угол зрения сузится (см. рис. 5.1). С первого взгляда кажется, что вы ближе к предмету, но это только иллюзия, возникающая из-за увеличения (см. рис. 5.2). Увеличение деталей таким образом полезно, если вы не можете подойти ближе к предмету, например в спортивной, репортажной и естественно-научной фотографии.
Даже слабые движения камеры важны, поэтому если вы держите ее в руках, выберите более быстрый спуск затвора, чтобы не смазать изображение. Другие изменения включают в себя меньшую глубину резкости для одинакового значения f. 100-мм объектив уменьшает угол зрения вдвое и в два раза увеличивает приближение.
Изменение фокусного расстояния на более короткое дает обратный эффект.
В фотографию влезает больше, изображение становится мельче, и глубина резкости увеличивается. Широкоугольные объективы полезны для ограниченных пространств, особенно для интерьеров, где обычный объектив показывает не всё. Также вы можете снимать пейзажи, группы людей и другие большие предметы, от которых нельзя отойти достаточно далеко.
Рис. 5.3. Покрытие объектива. Все круглое изображение сформировано 85-мм объективом для 35-мм камеры. Использовав его на 6 х 6 -дюймовой камере, вы видите темные углы. Если вы попытаетесь использовать его как широкоугольник на 4 х 5-дюймовой камере, плохое освещение и обрезание углов становятся очевидными.
Рис. 5.4. Увеличение части изображения, снятого на 28-мм объектив, показывает, что объектив увеличивает изображение, не меняя перспективы. Все снимки были сделаны при одинаковой диафрагме. Обратите внимание, что увеличенный снимок имеет большую глубину резкости, но увеличенная зернистость дает меньшую детализацию, чем резкое изображение три съемке со 135-мм объективом
Рис. 5.5. Контроль за эффектами перспективы. Каждая фотография была сделана с разным фокусным расстоянием, но расстояние от камеры до объекта каждый раз менялось. Высота ближайшей скульптуры оставалась примерно одинаковой, но детали в левой части изображения очень сильно меняются, меняя и ваше впечатление
Объектив должен быть предназначен для широкоугольной съемки на камеру, которую вы используете. Не пытайтесь взять обычный 50 мм объектив для 35 мм камеры - изображение будет темным и нерезким в углах (см. рис. 5.3 и 5.4).