Когда свет достигает поверхности

Когда свет попадает на поверхность - будь то здание, природные объекты или лицо - что произойдет дальше, зависит от текстуры, тона и цвета материала, угла направленности и цвета самого света.

Непрозрачные материалы

Если материал полностью непроницаем для света - например, это металл или кирпич - то часть света отражается, а часть поглощается (превращаясь в тепло). Чем темнее материал, тем меньшая часть света от него отражается. Вот почему камера с черным корпусом, если ее оставить на солнце, становится теплее, чем камера с таким же блестящим серебристым корпусом. Посмотрите что об этом говорят сотрудники пожарной безопасности. Если материал также окрашен, то он отражает свет того цвета, в который он окрашен, и поглощает большую часть волн другого цвета, которые присутствуют в свете. Например, синяя краска отражает синий цвет и поглощает красный и зеленый из белого света. Но если в вашем источнике света не хватает волн какой-то длины, это изменит вид объекта. Если взять крайний случай, подсвеченный глубоким красным светом глубокий синий будет выглядеть и будет запечатлен на фотографии почти что черным (см. рис. 2.7). Вам необходимо знать о подобном эффекте, чтобы использовать цветовые фильтры. Изменение цвета также может быть сделано позднее (рис. 2.8), если вы отсканируете негатив и распечатаете через цифровой принтер - в таком случае работа по изменению цвета может быть проведена с использованием программ для постобработки.

 

свет достигает поверхности

Рис. 2.7. Отражение света. Верхний рис.: свет отражается от матовой поверхности приблизительно равномерно. Центральный: от блестящей поверхности свет, направленный под прямым углом, возвращается к своему источнику. Косой свет отражается под тем же углом, под которым он направлен изначально. Нижний: окрашенные материалы отражают и выборочно поглощают свет разных длин волны из белого света. Тем не менее, внешний вид меняется, когда подсвеченный свет окрашен

 

свет достигает поверхности

Рис. 2.8. Разные цветовые фильтры, примененные к цветной пленке, производят разные цветовые эффекты: (a) зеленый; (b) красный; (c) желтый

 

Отделка поверхности также сильно влияет на то, как будет отражен свет. Матовая поверхность, как яичная скорлупа, чертежный ватман или сухая кожа, отражает свет равномерно. То, как свет падает на такую поверхность, практически не имеет значения. Однако если поверхность гладкая и блестящая, как стекло или глянцевая краска, то она похожа на зеркало и отражает большую часть света в одном направлении. Это называется зеркальным отражением.

Если свет падает на блестящую поверхность под прямым углом, то он отражается обратно в направлении его источника. Вы получите блик, если, например, сфотографируете со вспышкой стеклянное окно или стену, окрашенную глянцевой краской. Но если свет направлен под углом, то он отражается от таких поверхностей под тем же углом, под которым он достиг поверхности (рис. 2.7). Таким образом, если необходимо избежать бликов, попытайтесь расположить направление освещения или точку зрения камеры так, чтобы свет не отражался от зеркальных поверхностей. (Если вы используете встроенную вспышку, измените точку зрения камеры.)

 

Прозрачные и полупрозрачные материалы

Конечно, не каждый материал является непрозрачным. Бесцветное стекло, пластик и вода, например, прозрачные и пропускают свет неискаженным, в то время как калька, облака и матовое стекло рассеивают свет, который пропускают, и называются полупрозрачными материалами.

В обоих случаях если материал окрашен, то он пропустит больше света тех длин волны, которые соответствуют цвету окраски, чем света других длин волны. Стекло глубокого красного цвета пропускает красный свет, но может быть почти непроницаемым для света синего цвета (см. рис. 2.9).

свет достигает поверхности

Рис. 2.9. Пропускание света Вверху: материалы, пропускающие свет (мутный пластик, матовое стекло), рассеивают свет довольно равномерно. По центру: прозрачные материалы пропускают большую часть света прямо. Свет, направленный под углом, частично отражается, но большая его часть проходит сквозь материал. Внизу: окрашенные материалы пропускают свет выборочно из белого света. Когда наблюдаемый свет цвета отличается от материала, свет не пропускается

Так как полупрозрачные материалы рассеивают свет, они кажутся молочными, когда на них направлен свет, и кажутся освещенными гораздо более равномерно, чем прозрачные материалы, даже когда источник света выставлен непосредственно позади. Проекторы и лайтбоксы работают по этому принципу. Качество света аналогично отраженному от белой поверхности рассеянному свету.

Просмотров: 64