Ваш стиль в фотографии будет развиваться по мере развития ваших собственных интересов и возможностей. Например, что вам интереснее - люди или предметы, на которых вы можете фокусироваться, не рассматривая человеческих отношений? Вам нравится фотографировать действие (см. рис. 1.24), или вы предпочитаете медленный поиск чего-то душевного в пейзаже или натюрмортах?
Если ваша цель - быть профессиональным фотографом, вы можете считать себя универсалом, который понимает в фотографии все, что ему нужно. Или вы можете работать в более узкой сфере - естественной истории, полицейской или медицинской фотографии, научных исследованиях, сочетая фотографию с другими навыками. Некоторые из таких навыков не дают места для творчества, особенно если все, что от вас требуется - это предоставлять четкую и ясную картинку. Самая большая свобода - в фотографиях, снятых для себя. В них вы лучше всего можете развить ваш собственный стиль, вы будете идти вперед без давления и не ставя себе ограничений, как это делается в профессиональных заданиях. Однако, составляя собственное портфолио, вы сможете стать более успешным, предоставляя клиентам новые и интересные идеи, вместо того чтобы повторять уже созданное до вас.
Рис. 1.24. Взлетающая златоглазка. Быстрая последовательность трех снимков, собранных в один с помощью специальной техники. Выполнено Стивеном Дальтоном. Подобная фотография используется для иллюстрирования естественной истории
Стиль сложно определить, но просто распознать, когда вы его видите. У изображений есть своя характерная смесь признаков - настроение (юмор, драма, романтика), направленность (абстракция или конкретика), определенный тон, композиция, даже пропорции. Техника тоже важна, от выбора объектива до формы печати. Но лучше всего стиль выражается в точке зрения.
Это размытое понятие, в профессиональных заданиях требуется не стиль, а содержание. Многие фотографы попадают в ловушку самоопределения как «фотограф того-то и того-то» и теряют то наслаждение, которое они получали от фотографии потому, что от них требуется только повторение их предыдущих достижений.
Содержание и значение
Вы глубже поймете фотографию, если будете смотреть на чужие работы, но в итоге лучшим помощником будет ваша собственная работа, понимание того, что важно для вас. Это не должно становиться формулой, формой, из-за которой все ваши снимки будут одинаковыми. Секрет в квинтэссенции каждой идеи без самоповтора. Люди должны не только распознавать ваш стиль, но и видеть новое в каждом сюжете, который вы показываете.
В частных работах содержание и значение фотографии может варьироваться. Главный проект Грэйс Лау, «Типы XXI века», показывает личность и то, как люди с одного конца света видят людей, живущих на другом конце света. Студия Лау находилась в Гастингсе, где она снимала прохожих, исследуя связь между Китаем и Европой с помощью потерянных вещей. «Я комментирую империалистическое видение этих экзотических китайцев, а поменяв полярность, становлюсь империалистическим фотографом, который документирует экзотику в порту Гастингса», ~ говорила Лау.
Портреты Кэти Грэннэн исследуют желание объекта фотографии показать себя. Ее ранние серии (см. рис. 1.26) - это портреты незнакомцев, которых Грэннэн нашла по объявлениям. Ее фотографии не документальные. Люди на них позируют, а содержание и значение основаны на наблюдении и планировании. Пейзажи на ее снимках - это ее собственный опыт жизни на северо-западе Америки. Фотографируя незнакомцев в их собственном окружении, Грэннэн придает значение мелочам, подчеркивая важные детали. Сами модели, работая с Грэннэн, выбирают, фотографироваться им в одежде или обнаженными, и стараются найти такую позу, которая передаст чувство их личного пространства.
Многие другие современные фотографы доходили до предела, создавая постановочные фотографии, похожие на реальные, как, например, Джефф Уолл (см. рис. 14.1), Ханна Старки или Грегори Крюдсон, делающий такие изображения, в которых главное действующее лицо заменено актерами, которые выглядят, как обычные люди.
Хотя такие картины обладают длинной историей, подобные фотографии создавались с момента изобретения фотографии.
Рис. 1.25. Грэйс Лау, рассматривая фотографии, сделанные в Кита е в период от Опиумных войн до восстания боксеров, когда викторианские колонисты фотографировали китайцев в студиях, а миссионеры и ученые документировали и категоризировали их типы, решила провести собственное исследование: создав китайскую портретную студию в Гастингсе и поменяв все местами, она стала фотографировать типы экзотических туристов и местных жителей
Викторианцы, например Джулия Маргарет Камерон (см. рис. 1.27) и Х.П. Робинсон, создали много фотографий, рассказывающих некие истории. Такой постановочный подход всегда присутствует в фильмах и в большинстве модных фотографий и натюрмортов.
Иногда содержание работ основано на полуабстрактных изображениях, в которых цвет, линии и тон важнее самого предмета фотографии. Значение фотографии подсказывает фотографу оформление, и фотограф выбирает предметы, исходя из их вида, благодаря которому из этих предметов можно создать устойчивую композицию. При этом у других фотографов даже простые формы имеют значение, как на рис. 1.28, где на фотографии отсутствуют детали, но при этом мы можем видеть в ней отношения между самим снимком и памятью.
Посмотрите на собрание работ известных фотографов (единичные работы, представленные в этой книге, не дадут вам общей картины): Анри Картье-Брессона с юмором, любовью к людям и прекрасным чувством композиции (см. рис. 1.9), суровость Хироши Сугимото и его же умение показать море (см. рис. 1.29) или романтический пикториализм Роберта Демаши (см. рис. 1.19). Синди Шерман, Джефф Уолл, Мартин Парр, Кит Арнатти Мари Мар - это фотографы с разными подходами к фотографии. Их работы легко отличить, они страстные и оригинальные.
В сферах научной и технической фотографии требования ограничивают индивидуальность. Но даже здесь высокоскоростная фотография Харольда Эджертона (см. рис. 1.30), изучение движения Эдварда Мейбриджа (рис. 1.18) и медицинская фотография профессора Киллиана выделяются благодаря тому, что вышеназванные фотографы заботятся о художественной составляющей снимка
Рис. 1.26. Кэти Грэннан фотографирует незнакомцев, но на короткое время они погружаются в личное пространство друг друга, отражая мотивации и создавая сюжет, в который вовлечены и мы, и у нас в нем есть своя роль. Это смесь документальности и эмоциональности в фотографии