Диспозиция цифровых камер

На рынке цифровых камер покупателям предлагаются сотни моделей. Чтобы не потеряться в этом изобилии, приходится как-то различать фотокамеры, то есть каким-то образом определять их позиции в ряду других моделей. Эта задача необычайно сложна в силу того, что в фотографии, объединяющей искусство и технику, существует множество неформализованных критериев оценки, многозначность понятий и суждений. Кроме того, фотография удовлетворяет творческие потребности людей.

1)Чрезвычайно многогранны объекты съемки: портрет, пейзаж, архитектура, животные, микрообъекты, интерьер, промзона, закат и так далее. Насколько удивителен и непредсказуем реальный мир, настолько непредсказуемы возможные объекты съемки.

2)Весьма заметно различаются требования к видам фотографии. Для художественной съемки очень важно как снято. Для репортажной съемки на первый план выходит критерий что и когда снято. Для массового любительского фото главное — запечатлеть ситуацию («здесь был Вася»), то есть важно что (кто) и где сфотографировано. Для макросъемки успех композиции определяется тем, что и как зафиксировал аппарат.

3)Требования к техническому качеству у каждого человека свои. Один фотограф обращает внимание на детализацию, чтобы были четко видны «каждая травинка, каждый волосок». Другой фотограф во главу угла ставит правильный цвет. Третий не терпит геометрических искажений и хроматических аберраций. Четвертый сосредоточен на управлении глубиной резкости. Удовлетворить все требования ОДНОВРЕМЕННО не способен ни один фотоаппарат.

4)Представление об удобстве и функциональности камеры формируется на основе личных предпочтений и опыта работы, и лишь затем принимаются во внимание ее технические возможности. Список требований к основным функциям фотоаппарата достаточно широк:
• оперативный контроль результата съемки;
• кадрирование за счет оптики (масштабирование);
• скорость работы системы автоматической фокусировки;
• запись изображения в различных форматах, в том числе RAW;
• точность замера системы автоматического определения экспозиции;
• наличие средств коррекции баланса белого цвета, контраста, резкости, цветового пространства;
• средства управления диафрагмой, выдержкой, фокусом вручную;
• скорость съемки нескольких кадров подряд;
• удобство ношения и применения;
• возможность смены оптики, карт памяти, программного обеспечения;
• длительность работы от аккумуляторов;
• надежность, пылевлагозащищенность.

5)Цена или соотношение цена/качество не только аппарата, но и всех сопутствующих товаров, обеспечивающих полный цикл от съемки до печати. Нередко здесь играет весомую роль имидж производителя.

Среди критериев оценки фотокамер можно выделить формализуемые, частично формализуемые и не формализуемые в принципе. Например, резкость фотокамеры достаточно точно оценивается по частотно-контрастной характеристике. Но точность цветопередачи — понятие субъективное, лежащее на безразмерной шкале «лучше — хуже». Такой параметр, как глубина резкости, вообще невозможно оценить формально. В одних случаях (например, при макросъемке) большая глубина резкости — благо. В других случаях (например, в портретной съемке) требуется малая глубина резкости.

Вывод из наших рассуждений таков: не стоит искать лучший фотоаппарат, следует выбирать камеру, оптимальную для решения своих задач.

Анализ потребительских и технических характеристик современных цифровых камер показывает, что все камеры неявно распределяются по следующим группам:
1. ультракомпакты (цифровые мыльницы);
2. «классические» компакты;
3. полупрофессиональные (для энтузиастов);
4. профессиональные.
Надо понимать, что границы между группами весьма относительны. Самые «вкусные» для потребителя модели надо искать именно на пограничных рубежах. Есть камеры с прекрасной оптикой и многими функциями полупрофессиональных моделей, по цене попадающие скорее в любительскую, чем в полупрофессиональную группу.

Ситуация в области технических параметров цифровых фотокамер и диапазона цен непрерывно меняется. То, что сегодня считается передовым техническим решением, завтра станет достоянием большинства моделей в данном классе. Или будет найдено лучшее техническое решение.
В представленной ниже таблице зафиксированы характерные параметры цифровых камер (по классам) на момент написания книги. Не исключено, что завтра границы некоторых параметров изменятся. Обычно происходит миграция самых передовых технических решений из старшего класса в младший. Например, постепенно растет емкость цифровых матриц как в младших, так и в старших классах. Возможно, что вскоре даже встроенные в мобильники фотокамеры будут иметь емкость 4~5 мегапикселов.

Классификация цифровых камер

Просмотров: 710