Природа редко создает идеальное освещение. Функции осветления и затемнения позволяют фотографам придать свету вид, более близкий к идеальному.
Глядя на снимок, зрители обычно сосредотачивают внимание на ярких областях и не замечают темных. Осветление и затемнение — способы управлять взглядом зрителя. На снимке есть освещенный участок, отвлекающий внимание? Затемните его. Важная фокусная точка выглядит слишком темной? Сделайте ее посветлее.
Универсальное осветление и затемнение в Photoshop
Нижний правый угол этого снимка (1) слишком яркий, он отвлекает взгляд от красочных листьев. Инструменты Dodge (Осветление) и Burn (Затемнение) в Photoshop недостаточно универсальны: изменения трудно редактировать. Создайте Curve Adjustment Layer — корректирующий слой кривой, (3) и подтяните среднюю точку кривой вверх и влево для осветления или вниз и вправо для затемнения. Нажмите Command+I (Mac) или Ctrt+I (Windows), чтобы инвертировать маску слоя.Теперь выберите большую округлую кисть (Brush). Убедитесь, что цвет переднего плана белый, установите непрозрачность 100%. После щелчка мышью закрасьте часть изображения, которое вы хотите изменить. Здесь я опустил кривую вниз и закрасил нижнюю правую часть снимка, чтобы затемнить ее (2).
Повышение контрастности
Таким же способом можно повысить контрастность.
Деревья вблизи нижнего края этого снимка (1) едва различимы, выделить их поможет увеличение контрастности. Я создал новый корректирующий слой кривой (3) с S-образной кривой для контраста и инвертировал маску слоя, а затем закрасил белым нижнюю часть снимка ближе к центру и правому краю (2).
Осветление и затемнение: снимок горы Эль-Капитан
Первый вариант этого снимка горы Эль-Капитан (1) был откорректирован: изменена общая яркость, контраст и цвета, но осветление или затемнение не выполнены. Передний план остался слишком темным, а он должен активнее привлекать взгляд зрителя. Вдобавок Эль-Капитан и его отражение выглядят слишком бледными.
На готовом снимке Эль-Капитан и его отражение затемнены, цвета скорректированы и выглядят богаче, листья и берег реки осветлены, поэтому более заметны. На схемах показаны маски осветления (2) и затемнения (3): область Эль-Капитана и его отражения была затемнена, а часть листьев и берега реки осветлены.
Цифровой градуированный фильтр
Еще одна разновидность метода осветления и затемнения может имитировать эффект градуированного фильтра нейтральной плотности, но с более широкими возможностями настройки.
В некоторых программах, таких, как Lightroom и Adobe Camera Raw, есть встроенные градуированные фильтры. В Photoshop начать следует с создания корректирующего слоя кривых.
В этом примере, где мне потребовалось осветлить передний план, я поместил точку в середине кривой и передвинул ее вверх и влево. Затем выбрал Gradient (Градиент), Linear Gradient (Линейный градиент) и заданную настройку Black, White (Черно-белый). Затем, щелкнув мышкой, я потащил кривую сверху вниз через середину изображения — не всего снимка, а участка с переходом от светлого к темному (2) градуированной части «фильтра». Перемещение на небольшое расстояние создает резкий переход — фильтр с четкой границей (3). Перемещение на большое расстояние — постепенный переход, фильтр с нечеткой границей. (Если не получилось с первого раза, щелкните и начните перемещать еще раз. Если вы выбрали не то направление, просто смените его на противоположное).
Точное осветление и затемнение
1. Снимок Йосемитской долины перед обработкой.
2. Я добавил корректирующий слой кривых и плавную S-образную кривую, инвертировал маску слоя (Command+I для Mac, Ctrl+I для Windows), и закрасил небо белым, чтобы придать контрастность облакам.
3. Еще один корректирующий слой кривых создан для осветления водопада Брайдалвейл.
4- Третий корректирующий слой кривых для повышения яркости горы Эль-Капитан.
5. Я осветлил деревья в середине и повысил контрастность этой области.
6. Пятая кривая сделала более ярким и контрастным весь передний план, кроме нескольких ярко освещенных солнцем участков у подножия горы Хаф-Дом.
7. Полностью обработанное итоговое изображение.