«Не будет преувеличением утверждать, что отраженный свет — один из важных объектов фотосъемки. Что бы вы ни фотографировали — начищенные ботинки, корабли или сургуч, — изображение создается светом, отраженным от вашего объекта».
Эдвард Уэстон
Мы фотографируем не объекты, а свет, отраженный от них. Прекрасный, но плохо освещенный объект будет скверно выглядеть на снимке. Самый заурядный объект, на который большинство людей не обратило бы внимания, может, напротив, превосходно выглядеть на снимке, если он как следует освещен. Фотографы, специализирующиеся на пейзажной съемке, должны хорошо понимать язык света.
Направляем взгляд зрителя
1. Яркие пятна
Посмотрите на этот снимок Гранд-Каньона. Что на нем притягивает ваш взгляд? Если вы скажете, что центр изображения, - вы не одиноки. Яркие пятна привлекают внимание, а темные участки наши глаза и мозг обычно игнорируют.
2. Теплые цвета
Теплые цвета — красный, оранжевый, желтый и пурпурный
— привлекают внимание на этом снимке. Хотя скала Халф-Дом освещена не ярче голубого неба, она притягивает взгляд именно теплым цветом.
3. Визуальный конфликт
Когда самым ярким пятном на снимке не является главный объект, на который должны в первую очередь смотреть зрители, возникает проблема. Освещенный солнцем участок в верхней левой части этого снимка (3 А) отвлекает внимание от главного объекта — водопада. В результате возникает визуальный конфликт между водопадом и освещенной скалой.
При наличии такого конфликта следует отложить съемку до того момента, когда освещение изменится, или попробовать другую композицию. В данном случае (3 В) я выбрал более длинный объектив и совместил нижнюю часть водопада с освещенным деревом. При этом два главных объекта стали выделяться на фоне более темного окружения, не соперничая с другими яркими пятнами.
4. Темные пятна
Исключение из правила, согласно которому яркие пятна привлекают внимание, — случай, когда освещен почти весь снимок. При этом любой контрастирующий темный участок притягивает взгляд. Эти скалы из туфа на озере Моно выделяются на фоне более яркого окружения.