Мне бы и в голову не пришло снимать этот пейзаж на цветную пленку: или небо получилось бы белесым, или цветы — темными. Цифровой камерой на надежном штативе я сделал четыре экспозиции (1-4) с интервалом в одну ступень, при этом я следил, чтобы на самом темном изображении были видны детали ярко освещенных облаков, а на самом светлом был хорошо переданы цвета на переднем плане. Затем я совместил четыре кадра (5) в режиме соединения экспозиций в программе Photomatix HDR.
На самом темном исходном изображении (1) наиболее яркие облака — Зона 7, а цветы относятся к зоне шестью или семью ступенями ниже — к нулевой или к первой. Некоторые объекты, например, стволы деревьев, еще темнее. На итоговом изображении (5) стволы деревьев переведены в Зону 2 и з, цветы — в Зону 4 или 5, небо осталось в Зоне 7. Это интенсивное тоновое сжатие превосходит возможности традиционной зонной системы. Хотя изображение цветное, значительно сокращенная продолжительность проявления,необходимая для сохранения деталей в облаках и на переднем плане, выровняла бы местный контраст, цветы приобрели бы тусклый и неестественный вид. Здесь тоновому сжатию подвергается только верхняя треть изображения. Нижние две трети окончательного изображения целиком взяты из самой светлой исходной фотографии, вдобавок я повысил контраст на этом участке, завершая обработку изображения.
Озеро в каньоне Мистери, озеро Пауэлл, штат Юта. Автор снимка — Элиот Портер.
Элиот Портер учил несколько поколений фотографов, работающих с цветными снимками, тому, как надо «видеть» пейзаж. Он принимал во внимание основное ограничение диапозитивной пленки — высокую контрастность, — и превращал его в преимущество, делая акцент на сценах, исполненных глубокого внутреннего смысла, на утонченном колорите и композиции снимка.
Портер одним из первых стал осознанно пользоваться фотографией, чтобы пропагандировать охрану окружающей среды. Этот снимок озера в каньоне Мистери был впервые опубликован клубом «Сьерра» в 1963 г., в издании «Неизвестный каньон», посвященном каньону Глен. Строительство плотины, в результате которого вода должна была заполнить каньон, началось в 1956 г. и закончилось в 1966 г. Острота этой публикации в сочетании с красотой сделанных Портером снимков и осознанием того, что запечатленные на них пейзажи вскоре окажутся на дне искусственного озера (водохранилища) Пауэлл, побудили движение защитников природы принять решительные меры, чтобы в будущем предотвратить подобные трагедии. Вместе с клубом «Сьерра» Портер опубликовал пять книг; в значительной степени благодаря ему охрана окружающей среды стала одним из ключевых вопросов в повестке дня американских политиков.
«Неотъемлемое свойство фотографии — эмоциональное воздействие, которое она оказывает». Элиот Портер, 1987 г.
Несмотря на всю свою важность, техника фотосъемки — только первый шаг в искусстве фотографии. Владение секретами экспозиции и глубины резкости поможет выразить идею, но лишь в том случае, если сама идея имеется в наличии. Как говорил Энсел Адамс, «нет ничего хуже четкого изображения с расплывчатой концепцией».